Новости и события


12.11.2016

Примите наши поздравления!

О художнике

Михаил Кузьмич Нефедов родился в 1936 году близ Седмиозерной пустыни. Отец художника – человек практического склада ума, долго не позволял сыну учиться в художественной школе, так как не считал «художество» серьезной профессией. «Все равно буду художником» – эту надпись юный Михаил вырезал на ножке письменного стола. Только тогда отец понял, что сын не отступит...

Художественное образование М.К. Нефедов получил в Казанском художественном училище и на художественно-графическом факультете института им. Абая  в Алма-Ате.

В 1958 году начался творческий путь Михаила Кузьмича  с картины «Важное сообщение», которая экспонировалась в Москве на Всеармейской художественной выставке.

В 1962 году художник впервые участвует на республиканской художественной выставке художников Татарстана.

С того момента Михаил Нефедов – участник республиканских, всероссийских, международных выставок и аукциона «Друно»
в Париже.

Его картины расходятся по всему миру.

С 1983 года Михаил Нефедов —
член Союза художников России.


Грани чистого холста                  

Михаил Кузьмич Нефедов живет в Раифе, на берегу озера у самых стен древнего монастыря. Трогательные, живые, чувственные пейзажи живописца, психологически тонкие портреты, эмоциональные, динамичные исторические полотна, картины на религиозные темы, философские работы, сделанные в оригинальном, неповторимом стиле старинных фресок, давно стали примечательной особенностью этого благодатного места.

Философия художника

Беседы с художником порой бывают не менее интересны, чем рассматривание его творений. К примеру, в цикле исторических картин Нефедова присутствует четвертое измерение – время. Внимательно вглядевшись в работы, можно увидеть элементы прошлого и настоящего, переплетенные на одном холсте в единое целое.

Вот как об этом говорит сам Михаил Нефедов:

«Произведения по исторической тематике у меня большей частью станковые, написаны маслом на холсте. Жанр этот был продиктован из знания того материала, который я с интересом читал в последние годы, а интуитивность подсказывала сюжеты… Размер полотна выбирался от сложности сюжета. Трудно сейчас объяснить, как все это создавалось. Я только старался следовать традициям русской станковой живописи, соблюдать все правила и нормы...

Воплощение в картины зарождающихся идей продиктовано временем, в котором мы находимся. То есть художественный показ пробелов в истории, которые были скрыты от нас долгое время — в  течение советского периода многое не досказано, не донесено до нас, много белых пятен. Кроме того, не надо забывать, что намеренная историческая трактовка событий шла под углом марксистско-ленинской философии… Объективность – она лежит глубже. И вот художник, естественно, задается вопросом: «Так ли все было на самом деле, как нам преподносили?»  

Более того, я задался, к примеру, целью показать, или, вернее, возбудить интерес и к древней истории. Посмотреть на нее с подачи художественного видения современного художника. Например, знаменитые Семь чудес света, которые, по сути, уже исчезли… Картина «Вавилон», его Висячие сады, Сады Семирамиды, именно в тот момент, когда Александр Македонский получил удивительную красоту от жителей города в ценности и сохранности, за которую пощадил и жителей и сам город. Создавая образ древнего города, я сам был удивлен и понял, что Сады Семирамиды, многоэтажное расположение  самих деревьев – это прототип современной архитектуры… Что касается деталей – многое подсказал собственный опыт: знания южного жаркого климата, понимание ценности воды мне подсказали сам колорит картины — завораживающий райский сад посреди пустыни… Вавилон».


А следующий холст —  это уже недавняя наша история. «Покаяние». Композиция, написанная  на тему памяти жертв репрессий. Чтобы показать эпоху, которая привела к этим жертвам, внизу картины я показываю красного проносящегося всадника, образ командира Красной армии, галопом. Вместо головы всадника — отрывной календарь. Тем самым я хотел показать временность, непостоянство богоотступнической власти...»

Именно его исторические полотна выделяют коллеги
и ведущие искусствоведы:

Абрек АБЗГИЛЬДИН, народный художник России,
член-корреспондент Академии художеств:

«Живописец Нефедов показывает нам совершенно новое искусство.
В нем – тенденция сегодняшнего времени.

За последние годы художники стали все чаще отображать на своих полотнах мировую историю, историю России. И это понятно, ведь открылся доступ к архивным материалам, историческим данным, стали издаваться книги, в которых расписаны детали тех или иных событий. Не могло пройти мимо этого и творчество Михаила Нефедова. И что интересно, сегодня мы как раз нуждаемся не только в исторической правде, мы нуждаемся и в художественном переосмыслении этой правды. Как подать, как найти язык сегодняшнего искусства?

У нас очень много разных направлений, разных взглядов, разных художников, но у нас больше нет таких художников, как Нефедов. У него свое видение, свой подход, свое какое-то поэтически легковесное повествование таких глубоких исторических моментов…»

Христос. х.м.2007 год


Мария ИЛЬИНА, искусствовед:

«Как интересны, сложны и мудры его исторические полотна. Исторический жанр – это вообще пробный камень, на мой взгляд, и для художника и для литератора. Чтобы создать историческую картину, мало быть хорошим живописцем, будь то портретист, будь то пейзажист, мастер  бытового жанра, надо еще великолепно знать историю, знать этнографию, представлять быт уже ушедших времен, иметь очень хорошее воображение. Ведь художнику приходится воссоздавать то, что было до него: когда-то…  Да и не все данные есть в исторический источниках, приходится домысливать, быть еще и психологом…

Каким же должен быть сам человек, который мог создать произведения, способные перенести нас в машине времени в древний Вавилон, в Александрию в период ее расцвета, от которой осталось очень немного?… Человек, который может по  малейшему уцелевшему историческому фрагменту, по какой-то детали колонны, показать великолепие города, в тот самый момент, когда тот процветал.

Таким художником является Михаил Кузьмич Нефедов. Он не только замечательный живописец, но и поразительный человек. Он обращается к таким глобальным картинам, которые заставляют мыслить людей, будят в них в одно и то же время и боль за их страну, наряду с чувством печали утверждают надежду на светлое будущее, и гордость за прошлое.  Быть таким человеком в наше время – это подвиг…»


Валерий МЫТИКОВ, художник:

«…Михаил Нефёдов нашёл свой оригинальный стиль на стыке и взаимопроникновении станковой живописи, монументального и графического начал. Его полотна похожи на живописные видения. В исторических картинах автор избегает жизнеподобия и иллюзорности, но стремится к созданию глубоких эмоциональных образов. В образных решениях художника большую роль играют символические метафоры, неожиданные сопоставления героев и графика, точнее, линейное начало. Сама техника живописи М. Нефедова — жидкое, сквозное письмо, подобное акварели, сохраняющее зернистость и фактуру холста, что создаёт особое, таинственное настроение и впечатление живописной фрески».

Ценности бытия

Живописец Михаил Кузьмич Нефедов живет в Раифе почти 15 лет. Впервые он приехал сюда в самый разгар восстановления обители в 1998 году. В то время здесь еще царило страшное наследие советского времени — разрушенные храмы, и запустение в округе. Но, как истинный мастер, Михаил Кузьмич сумел отбросить детали и увидеть главное — прекрасную душу этого места, сверкающую через руины.

Раифа дает ему вдохновение и прекрасные натуры, которые он переносит на свои холсты. «Под сенью Раифского монастыря» - именно под таким названием в 2003 году в Москве прошла персональная выставка художника. Творческие поиски Михаила Нефедова во многом связаны с духовными основами христианской религии…

Раифский монастырь. Святые врата. х.м. 2000 год
 

– Как помогает Вам вера в жизни и творчестве?

– Хотя я и родился в закрытом после революции православном монастыре – Седмиoзерной пустыни, времена были такие, что религия не занимала много места в моей жизни. Были гонения, храмов почти не было, не было никакой духовной литературы. Моя жизнь протекала в ту эпоху, когда, начиная со школы, а позднее и в институте, представление об этом складывались исключительно из догадок и поисков. Так что религиозная составляющая в моей биографии не была самоцелью. Интерес к этой стороне жизни во мне проснулся много позже, когда начали возрождать храмы и духовность. В советское время, даже сама форма была спорной в искусстве. Содержание формы ведь в единстве, и чтобы создать что-то, надо разобраться, чего ты хочешь. А надо было угождать так называемым Выставкомам, которые организовывали выставки. Я же просто находился в этом течении, но всегда старался искать что-то новое»

В поисках себя Нефедов много колесил по стране, черпая вдохновение и в окружающей природе, и в творениях рук человеческих. Ему хотелось увидеть разнообразие мира, встречаться с  людьми. И везде художник открывал  новые грани  жизни, словно безграничность белого холста, причем оставался не простым наблюдателем проходящих  событий, но соучаствовал в них. Так, он несколько лет проработал главным художником на Байконуре, где  создал галерею портретов известных космонавтов, работал в Русском драматическом театре Алма-Аты художником-постановщиком. Благодаря его полотнам, мы и сегодня восхищаемся красотами  Иссык-Кульского озера,  многоцветием Тянь-Шаньских гор и улочками старой Казани.

«Мужчина, – говорит он, – это всегда человек, стремящийся узнать – что там, за горизонтом…»

Михайил Кузьмич в храме


– Все Ваши картины пронизаны любовью. Значит ли, что вдохновение для Нефедова – это состояние души, а творчество – выражение этого состояния?

– Я бы сказал немного иначе: чтобы создать картину, необходимо, прежде всего, поставить перед собой определенные цели. Ведь что такое даже этюд? Это передача художником увиденного с определенной целью. Как я объясняю своим ученикам - это содержание, выявление формы, анатомическое построение, внезапность и состояние. А если ты хочешь просто передать увиденное таким, какое оно есть — возьми фотоаппарат и сфотографируй... Художник должен уметь покорять холст. Я и молодым говорю: «Не робейте, ставьте самые смелые задачи! Перед холстом надо быть хозяином положения, иначе ничего не получится».

Как утверждает Михаил Кузьмич, самое трудное и трепетное - это белый холст и момент первого мазка... Каждый раз это чувство переживаешь по-новому. И эту формулу он повторяет на протяжении своей полувековой деятельности.

Диалектика души

Все это время рядом с Михаилом Кузьмичем его семья, его второе «я», его второе творчество. Дети, внуки, правнук… Признание близких – не только любовь к мужу, отцу, деду, но и преемственность. Мастер словно одарил их своим талантом: дочь – состоявшийся архитектор, сын – верный помощник и устроитель многих выставок отца, внучка пробует себя в искусстве живописи… «Я благодарю Бога, что Мишенька рядом со мной все эти 50 лет. И тем не менее, он до сих пор остается для меня загадкой, но от этого радость соприкосновения с его творчеством и им самим не становится меньше…», – с теплотой и нежностью говорит о муже Галина Григорьевна Нефедова.

Галина Григорьевна и Михаил Кузьмич Нефедовы

Процесс формирования и поисков продолжается всю жизнь. «И сейчас я ищу — ищу не духовное в творчестве, но форму и способы выражения. Чтобы идею подать, надо найти к ней ключ, так же как и в любой другой форме искусства — в литературе, в поэзии, в музыке. Искусство – это не ремесло, а песня, спетая во всю мощь и от души…»  

Мастер часто повторяет, что залог успеха в таланте, помноженном на трудолюбие. Дождь ли, мороз — художник отправляется на этюды. В любое время года и в любую погоду его можно увидеть с мольбертом: то на берегу озера, то у стен монастыря, то в заповедном  лесу. Он  спешит передать нам  грани единственно прекрасного, что не имеет ни ценности временной, ни материальной — красоту человека и Божьего мира…

Гузель  Шарипова,
Ольга  Крестинина