Раифский Богородицкий мужской монастырь Раифский Богородицкий мужской монастырь. Логотип.

№ 7 Июль 2007 / Статьи

«..Предыдущая статья Следующая статья..»

Раифское спецучилище: дети здесь хотят остаться

Версия для печати

Ни для кого не секрет, что рядом с Раифским монастырем находится специальное профессиональное училище № 1 закрытого типа. И что именно спецучилище находилось на территории монастыря в советские годы.

Крепкой дружбой связаны монастырь и училище вот уже долгое время: восстановление обители — тяжкий физический труд, но ребята и педагоги с радостью помогали разбирать завалы, понимая, что занимаются великим делом. Как медленно и тяжело возрождался монастырь, так медленно и тяжело шло и идет нравственное возрождение подростков. Большую помощь в воспитании нравственности оказывают настоятель монастыря архимандрит о.Всеволод, схиигумен Сергий...

Из представительского буклета училища,
подготовленного издательством
Раифского монастыря
для участников конференции.

Что больше всего удивило и заинтересовало гостей в Раифском спецучилище? Дети работают на настоящих станках, квалифицированно выполняя задания мастеров. Интересовало гостей отношение педагогов к детям, сам процесс воспитания. Удивило то, что дети постоянно заняты. Каждый час расписан — чем ты должен заниматься вместе с закрепленным за тобой взрослым.

Поразил кабинет релаксации — здесь дети бывают постоянно, это видно по «рабочему беспорядку» в кабинете.

Дети стремятся остаться в училище — ведь срок их пребывания здесь определяет суд. И пишут заявления — «прошу дать возможность сдать экзамены», закончить здесь 9 классов».

«Такого содержания, качества образовательного процесса мы не видели пока ни в одном учебном заведении», — признавались директора. В России есть прекрасные училища. Однако такого сочетания обширной территории, благоустройства, качества воспитательной работы, а главное, соседства с духовным центром нет, пожалуй, нигде. В этом «изюминка» Раифского спецучилища.

В Раифском спецучилище закрытого типа дети работают на настоящих, "больших" станках. Фото иеродиакона Иоанна

Вместе с Владимиром Костюхиным, директором Раифского спецучилища закрытого типа, мы проходим по коридорам, общежитию, мастерским. Школа, классы... «Пожалуй, любая школа позавидует такому», — думалось мне, глядя на индивидуальные парты и оснащение кабинетов.

Останавливаемся перед огромной доской в коридоре — здесь отмечаются учебные успехи воспитанников. За хорошую успеваемость ребят поощряют сразу целыми классами, например, отдыхом на природе — это один из воспитательных моментов в работе педагогов. Все это — не роскошь, а необходимость: не стоит забывать, какие это дети, что они видели в жизни! Многие, не умели ни читать, ни считать, ни писать, потому что не учились в школе. Ночевали где придется, питались чем попало. Не говоря уже про соки, овощи, фрукты, которые здесь постоянно входят в меню.

Суд направляет сюда мальчишек с девиантным поведением. «Трудные подростки» — это, пожалуй, мягко сказано. Однако ни разу в разговоре с директором не прозвучали расхожие штампы вроде «преступник», «вор», «убийца». Для педагогов, мастеров, воспитателей это дети, которых просто «упустили» в свое время.

...Десятка полтора-два кроватей, тумбочки, крашеные стены, беленые потолки. Ремонт — своими силами. Обилие цветов на подоконниках, ухоженные цветники на территории! На тумбочках у многих — крестики, православная литература, кое-где — мусульманские шамаили... Лежат письма из дома. Хотя, как говорят воспитатели, эти дети часто не нужны своим родителям. Уехали подальше — и ладно... Ребенок стремится писать домой, а в ответ — ни строчки!

Рядом — Раифский монастырь, утопающий в цветах. Вообще такое сочетание уникально. Немыслимо воспитание без духовности, а рядом воздух буквально пропитан ею...

В Грузинском соборе Раифского монастыря. Фото иеродиакона Иоанна

Дети тоже участвовали в возрождении обители, помогая в различных работах. Помощь ветеранам, монастырю, подарки педагогам, сделанные своими руками, а взамен — людская благодарность, простое человеческое «спасибо». Все это — трудная дорога к самому себе, к собственной душе. К пониманию, кто ты есть в этом мире, кто вокруг тебя, кто и что тебе нужно, а что — нет.

Это путь к тому, чтобы, выйдя из училища, получив образование, хорошую, «денежную» профессию, — просто жить, работать.

Конечно, никто так вот прямо для себя все не определяет. Просто здесь хорошо. «Если взрослый чего-то пообещал ребенку, он должен обязательно это сделать», — говорит Владимир Ильич. Или не обещать. Отсюда — атмосфера доброжелательности. А работать, даже если неохота, просто привыкаешь. Да и разве не приятно держать в руках сделанные тобой детали машин, молоток или старательно отшлифованные плоскогубцы?..

Единственное, что омрачает настроение педагогов — это куда вернутся их воспитанники. Поэтому цель — сделать все, чтобы они нашли себя в жизни. И не свернули с пути, который им попытались здесь показать.

Ольга Крестинина, Дмитрий Катаргин

«..Предыдущая статья Следующая статья..»
№ 9 Сентябрь 2011
№ 10 Октябрь 2011
№ 11-12 Ноябрь-Декабрь
№ 1 Январь 2010
№ 10 Октябрь 2007
№ 9 Сентябрь 2007
№ 6 Июнь 2007
№ 5 Май 2007

Яндекс.Метрика

 

© Раифский Богородицкий мужской монастырь, 2008-2014.  E-mail: raifa@raifa.ru
При перепечатке материалов просьба указывать первоисточник - сайт www.raifa.ru.