Раифский Богородицкий мужской монастырь Раифский Богородицкий мужской монастырь. Логотип.

№ 10 Октябрь 2007 / Статьи

«..Предыдущая статья Следующая статья..»

Житель заповедного леса

Версия для печати

Волк. Это животное живет уже многие века… В разное время отношения между человеком и волком складывались по-разному, но всегда человек преследовал волка. За долгое время существования волк и человек хорошо «изучили друг друга»… «Это лютое животное, будучи хитро и проницательно всегда, кажется, изучало человека и следило за его изобретательностью относительно истребления их волчьего рода» — это характеристика, данная волку еще в XIX веке, говорит о многом. Волков боялись, волков ненавидели.

 

Волк на псарне (басня)

Волк ночью, думая
            залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг
        весь псарный двор -
Почуя серого
            так близко забияку,
Псы залились в хлевах
       и рвутся вон на драку;
Псари кричат:
     «Ахти, ребята, вор!» —
И вмиг ворота на запор;
В минуту псарня
                         стала адом.
Бегут: иной с дубьем,
Иной с ружьем.
«Огня!- кричат, — огня!» Пришли с огнем.
Мой Волк сидит,  прижавшись в угол задом.
Зубами щелкая
            и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется,
   хотел бы всех он съесть;
Но, видя то, что тут
                не перед стадом
И что приходит, наконец,
Ему расчесться за овец, —
Пустился мой хитрец
В переговоры
И начал так.
«Друзья! к чему
                   весь этот шум?
Я, ваш старинный
                          сват и кум,
Пришел мириться к вам,   
       совсем не ради ссоры;
Забудем прошлое,
           уставим общий лад!
А я не только впредь
    не трону здешних стад,
Но сам за них
     с другими грызться рад
И волчьей клятвой утверждаю,
Что я...»
— «Послушай-ка, сосед,–
Тут ловчий перервал
                           в ответ,—
Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу
         я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе
            не делать мировой,
Как снявши шкуру
                      с них долой».
И тут же выпустил
       на Волка гончих стаю.
 
Иван Крылов
На протяжении многих веков он для крестьян был «серым помещиком», нередко лишая последнего, что имел человек. Страшные рассказы о волчьем засилии можно было услышать в российской глубинке. И человек преследовал волка всеми возможными способами. За уничтожение волка выплачивалась премия, в суровые голодные военные и послевоенные годы выдавали крупу, сахар, муку. Нередко колхоз выделял барана. В наше время трудно оценить, какое это было богатство. Именно в годы второй мировой войны численность волков в СССР достигла небывалого уровня — 230 тысяч особей. Только за 5 лет, с 1947 по 1951 год, было уничтожено 274 тысяч зверей. Именно ослабление борьбы с волками в трудные годы для страны приводило к волчьему засилью.

Санитары леса

К 60-м годам прошлого столетия поголовье волков в стране всюду резко сократилось. Все более популярными становились идеи охраны природы. В научных кругах встал вопрос: насколько плох волк в дикой природе. Родилась концепция о волках-санитарах, изымающих только больных и старых зверей. Телевидение и газеты помогли этой идее глубоко укорениться в народе.

Ограничения на охоту вообще привели к ослаблению охоты на волка. Это не замедлило сказаться. В 70-е годы, в годы наивысшей «моды» на борьбу в защиту волка произошел неожиданный взрыв численности этих зверей. Они вновь стали обычны в густонаселенных районах страны. Насколько сильны были идеи полезности волка у народа, говорит тот факт, что в нашей республике люди всерьез считали, что в их районе в лес выпустили волков.

На самом же деле люди сами, не желая того, подкармливали волков. Почти у каждой деревни был скотомогильник, вернее, свалка трупов погибшего домашнего скота. Волки так и кочевали от одного скотомогильника к другому. В лесу также пищи хватало. В эти годы в Татарстане численность копытных достигла максимальных цифр.

Справиться с волками помогли только что появившиеся в стране новые снегоходы «Буран» и вертолеты. Нужно отметить, что волк всегда был очень ценным объектом охоты. Именно волчьи охоты являются истинно русскими! Охота с флажками, на вабу (подвывание и выманивание голосом), загон на лошадях по снегу, охота с борзыми — вот далеко не весь список этих увлекательных национальных охот...

Но давайте вернемся ближе в нашим волкам. В Раифском лесу волки не встречаются довольно давно. А вот в Сараловский участок заповедника после длительного отсутствия они вернулись. Пара волков провела в Сараловском лесу всю зиму, но весной самец погиб. В следующем году самка нашла себе нового друга, и они вырастили двух волчат.

Появление волков в заповеднике очень кстати. Всякая охота в заповедниках у нас запрещена законом, а появившиеся в 80-х годах прошлого века кабаны живут по своим законам. Они буквально перепахивают весь заповедник, изменяя условия жизни для многих растений, разрушают муравейники, не брезгуют ни дохлой рыбой, ни змеями. Не было на них управы долгие годы. Волк, как хищник, в заповеднике просто необходим.

К сожалению, в Раифском лесу волков нет. Их место занимают бездомные собаки. Это, конечно, нестерпимое явление. Только во сне может привидеться, что в лесу вместо лосей ходят коровы, кролики вместо зайцев, бродячие кошки заменили куниц и хорьков. Конечно, такого никогда не должно случиться, и волк должен жить в наших лесах. Но вот относиться к нему нужно как к опасному хищнику и не забывать, чем может обернуться ослабление охоты на этого зверя.

Евгений Прохоров,
начальник отдела экологического просвещения
Волжско-Камского государственного
заповедника
См. также:

«..Предыдущая статья Следующая статья..»
№ 9 Сентябрь 2011
№ 10 Октябрь 2011
№ 11-12 Ноябрь-Декабрь
№ 1 Январь 2010
№ 10 Октябрь 2007
№ 9 Сентябрь 2007
№ 6 Июнь 2007
№ 5 Май 2007

Яндекс.Метрика

 

© Раифский Богородицкий мужской монастырь, 2008-2014.  E-mail: raifa@raifa.ru
При перепечатке материалов просьба указывать первоисточник - сайт www.raifa.ru.