Раифский Богородицкий мужской монастырь Раифский Богородицкий мужской монастырь. Логотип.

№ 2 Февраль 2009 / Статьи

«..Предыдущая статья Следующая статья..»

Пища богов, фараонов и символ бедности

Версия для печати

Бобы упоминаются в Священном Писании в связи с событиями, которые произошли в царствование Давида. Когда третий сын царя Давида, Авессалом, поднял восстание против отца, то последний был вынужден покинуть Иерусалим вместе с двором и надежным войском и на время обосноваться в городе Маханаим... И воинство Давида снабдили всеми необходимыми предметами обихода и запасами продовольствия, среди которых и упоминаются бобы.

Раbа vulgaris Moench. (Vicia faba L.) — бобы обыкновенные;
Fabaceae — бобовые

Бобы — это однолетнее растение с прямым стеблем, высотой до 2 м, с очередными парноперистыми сложными листьями с небольшими прилистниками. Цветки белые с черным бархатным пятном на крыльях и фиолетово-коричневыми полосами на парусе, собраны в короткую кисть. Бобы двустворчатые, прямые, цилиндрической или плоской формы, опушенные, при созревании приобретают черную окраску. В бобах находятся от 2 до 8 семян овальной или округло-овальной формы, от светло-желтого до темно-фиолетового и даже черного цвета.

Родина бобов — страны Средиземноморья, оттуда они распространились по Европе, Азии и Африке. Наиболее древние находки в разных районах Средиземноморья относятся к позднему неолиту и датируются IV тысячелетием до нашей эры. Семена бобов обнаружены в гробнице эпохи XII династии египетских фараонов, то есть более чем за 2,2-2,4 тысячи лет до нашей эры. В Центральной Европе бобы были известны с бронзового века (конец IV — начало I тысячелетия до нашей эры). Круп-носемянные формы значительно моложе. Они известны примерно со второй половины I тысячелетия нашей эры.

36,28 Kb

До нас дошли сведения о блюдах, которые подавали вавилонским правителям за 4 тысячи лет до нашей эры. Это были приготовленные различными способами горох, бобы и чечевица. В одной из таких гробниц нашли сосуд с остатками пюре из вареной чечевицы (тогда еще горох и бобы в Египте не были известны).

В сочинениях Плиния Старшего1 есть сведения о том, что в Древнем Риме бобы использовали в пищевых и лечебных целях и были они очень популярны, особенно у простого люда. Зато римская знать с пренебрежением относилась к этой любимой народом пище. Верховный жрец главного божества Юпитера не имел права не только есть бобы, но и даже произносить их название. Напротив, в античной Греции бобы высоко ценились. В честь бога Аполлона справляли праздник бобов.

В Западной Европе бобы наиболее популярны были в средние века. В Нидерландах, Бельгии, во Франции и поныне есть старинный обычай: в крещенский вечер хозяйка печет праздничный пирог, закладывая в него сухой боб. Кому достанется кусок пирога с запеченным бобом, тот становится «бобовым королем». Его слушаются и исполняют все его приказания. Этот обычай отражает глубокое уважение человека к этой древней пище.

Таким образом, с античных времен до позднего Средневековья в большинстве европейских стран бобы были важнейшим пищевым растением. Называли их просто бобами. Позднее это название было перенесено на ввезенные из Америки виды рода Phaseohts — фасоли, которая теперь употребляется в пищу гораздо чаще, чем бобы.

До сих пор в ряде стран это важная продовольственная культура. Из бобов делают муку, которую добавляют при выпечке хлебных изделий для повышения питательности, супы, вторые блюда, винегреты, разнообразные зимние салаты. В Южной и Западной Европе недозревшие семена и зеленые стручки крупных бобов тушат в масле и готовят из них самые разнообразные блюда. А отваренные в соленой воде, они очень вкусны с сыром. При этом нелишне напомнить, что сырые или плохо проваренные бобы могут быть иногда причиной отравлений человека, так как семена содержат токсичные вещества, разрушающиеся при термической обработке.

Вот где не прижились бобы, так это в России, где практически все население осталось верным своему пристрастию к гороху.

Бобы если и выращивались, то шли на корм скоту. В Россию бобы попали, по-видимому, из Греции. Их пытались разводить в русских деревнях. Обычно сажали но краям грядки с морковью и луком как кулисы для защиты от ветра. Но как полевая культура бобы в России так и не получили распространения.

Бобы, сваренные с маслом и луком, до сих пор составляют любимое кушанье жителей Леванта2. Здесь часто можно видеть цветущие в январе посевы бобов в садах, между деревьями маслин и цитрусовых.

Несмотря на всеобщую любовь к бобам, они все-таки считались пищей бедняков, и это нашло свое отражение в Библии. Так, бедственное состояние жителей Иерусалима во время предстоящей осады символически изображается необходимостью экономить драгоценную пшеничную муку и есть хлеб, испеченный из пшеницы, ячменя, бобов, чечевицы и полбы. Тут же приводится и соответствующий рецепт: «Возьми себе пшеницы и ячменя, и бобов и чечевицы, и пшена и полбы, и всыпь их в один сосуд, и сделай себе из них хлебы, по числу дней, в которые ты будешь лежать на боку твоем; триста девяносто дней ты будешь есть их» (Иезекииль, 4:9).

И.Сокольский,
«Прекрасные растения Библии»


1Плиний Старший (Гай Плиний Секунд)—древнеримский историк. Исполнял должность начальника конницы в Германии, был в 67 г. прокуратором Испании, а затем начальником стоявшего при Мизене флота. Погиб при извержении Везувия в 79 г., когда были разрушены и погребены под пеплом и лавой города Помпеи, Геркуланум и Стабия. Плиний Старший написал несколько произведений: естественно-исторические, грамматические, риторические и др. До нас дошли 37 книг его Historia Naturalis («Естественная история»).

2 Левант (от франц. levant или итал. levante — Восток) — несколько устаревшее общее название стран, прилегающих к восточной части Средиземного моря (Сирия, Ливан, Израиль, Египет, Турция, Греция, Кипр), в более узком смысле — Сирии и Ливана.

«..Предыдущая статья Следующая статья..»
№ 9 Сентябрь 2011
№ 10 Октябрь 2011
№ 11-12 Ноябрь-Декабрь
№ 10 Октябрь 2011
№ 11 Ноябрь 2010
№ 1 Январь 2010
№ 1 Январь 2009
№ 12 Декабрь 2007
№ 10 Октябрь 2007

Яндекс.Метрика

 

© Раифский Богородицкий мужской монастырь, 2008-2014.  E-mail: raifa@raifa.ru
При перепечатке материалов просьба указывать первоисточник - сайт www.raifa.ru.