Раифский Богородицкий мужской монастырь Раифский Богородицкий мужской монастырь. Логотип.

№ Сентябрь 2005 / Статьи

«..Предыдущая статья Следующая статья..»

Святые Казанской епархии из булгар и татар

Версия для печати

Свв. Петр и Стефан Казанские

В наши дни многие молодые татары открывают для себя христианство не по принуждению, а добровольно и с радостью. Возможно, именно в наши дни идет главное и основное пополнение части тела Христова из числа татар. Прерванность традиций, которая пагубно сказалась на духовной жизни всех конфессий, в данном случае — не минус, а плюс.

Стало меньше давление старших за годы атеизма, и любой татарский юноша или девушка может своим сердцем и душой открыть для себя Истину. Мой прадед был муэдзином, и я чувствую, что он верил в Бога. Только неизвестно, встречусь я с ним или нет. Больно расставаться с теми, кто дорог здесь на земле, но выбор сердцем сделан и остается только вера. Возможно, иные родственники и друзья ждут меня за последней чертой. Может быть, теперь у меня иная родня.

В прошлом номере «Раифского вестника» я начала рассказ о самом дорогом из «небесных родственников» — Авраамии, сегодня предлагаю вам страницы жития других татар-христиан.


Не прошло и десяти лет после казни св. Авраамия, как монголы полностью покорили Волжскую Булгарию, после чего она вошла в состав Золотой Орды, сохранив некоторую автономию. В конце XIV века Булгария вместе с Ордой была разгромлена Тамерланом. Самостоятельной осталась только Казань, ставшая столицей Казанского ханства, сами же булгары, слившись с другими народами, уступили место новому этносу — татарам, перенявшим от предков религию ислама.

После взятия Казани татары крестились целыми семействами, как во время пребывания царя в городе, так и после. Среди них были и герои нашего рассказа.

Cвятые Пётр и Стефан стоят в святцах вместе, под одним днём, хотя неизвестно даже, знакомы ли они были друг с другом. Они были казанскими татарами, оба приняли крещение в 1552 году, после взятия Казани Иваном Грозным.

Св. Стефан. Среди всех описанных выше святых его выделяет возраст, в котором он пришёл ко Христу — он стал христианином уже в старости, что само по себе удивительно, так как в таком возрасте человек имеет уже давно сложившееся мировоззрение и не склонен к его кардинальным переменам. Когда прибыл из Москвы в Свияжск с посланием митрополита Макария протоиерей Тимофей, в один из дней подошёл к нему старик-татарин с Арской стороны и объявил, что желает креститься. Протоиерей спросил его: не от бедности ли, или не от страха ли ищет он крещения? Пришедший ответил:

— Тридцать лет я был болен ногами, так что не мог твёрдо стоять на них. Когда же власть Московского царя стала сильною в нашей стороне, и с нею стал известен Бог христианский, я начал думать: велик Бог, в Которого веруют христиане; Он может дать здоровье и моим ногам, буду же веровать Ему и крещусь. И внезапно, в самый день решимости моей, ноги мои стали здоровы. Теперь я пришёл исполнить обещание. Прошу Вас, крестите меня.

Довольно частое явление, когда в храмы приходят последователи Мухаммеда, чтобы получить исцеление от болезней. Но, получая желаемое, они вовсе не считают нужным с риском для жизни или своего материального положения переходить в христианство. То, как поступил св. Стефан, говорит о нём, как о человеке честном пред Богом.

Примерно в то же время принимает Св. Крещение и Петр. Обстоятельства его обращения неизвестны. Одно можно сказать точно: он принял христианство не из-за страха смерти или желания сохранить имущество. Как показал подвиг, венчавший в итоге его жизнь, быть со Христом было для него важнее и того, и другого.

Спустя три года после их обращения в город наконец прибывает первый епископ — святой Гурий Казанский, известный своими трудами по укреплению и распространению христовой веры среди татар. Нет сомнения, что благодаря его проповедям и произошло собственно воцерковление св. Петра и св. Стефана.

Петру и Стефану, конечно же, было не просто со своей новой верой жить среди родственников. Их положение было сходно с положением первых христиан, которые должны были ежедневно и ежечасно быть готовы запечатлеть свою веру и верность Христу собственной смертью.

После вывода войск из Казани вспыхнуло восстание — одно из тех, за которые впоследствии князь Курбский порицал казанскую политику Ивана IV. Оставленный наместником хан Шах-Али бежал в Свияжск, многие русские, бывшие в городе, подверглись избиению.

Петр и Стефан предчувствовали, что им предстоит. Несомненно, они хорошо помнили о том, как незадолго до того, в последний год независимой Казани, в городе было устроено массовое избиение оказавшихся в плену русских воинов числом около 3 тысяч. На предложение перейти в ислам и тем самым сохранить себе жизнь они ответили отказом. Не отступился никто. И после продолжительных пыток все они были убиты, так что «одних сожгли, других сварили в котлах, других же на колья посадили, иных рассекли на части и резали их тела, иным же... содрали кожу с головы до пояса».

Имея возможность бежать, св. Стефан принял решение остаться в городе и за твёрдость в христианской вере был изрублен на части, тело его разметали, а дом разграбили.

Более долгий путь пришлось пройти св. Петру. После ухода русских родные забрали его домой — все пытались склонить его к отречению от христианства. При этом они называли его прежним мусульманским именем, на что святой мученик отвечал:

— Во Святом Крещении дано мне имя Пётр, а не то, каким вы меня называете.

Видя его непреклонность, семья выдаёт его на истязания. Возможно, теперь это покажется странным, однако тогда это был достаточно обычный и вполне предсказуемый поступок мусульманской семьи в подобном случае. Род является тем органом в исламе, который охраняет Коран...

Пытки, которым подвергли святого, продолжались несколько дней, но до самой смерти, среди жесточайших мук, святой не перестаёт повторять одно:

— Я христианин.

Так он и умер под пытками и был погребён в Казани на месте, где находилась древняя церковь Воскресения Христова — одна из трёх первых церквей, возведённых сразу после взятия Казани.

Вскоре началось местное почитание свв. Петра и Стефана среди казанских христиан. В 1592 свт. Гермоген митрополит Казанский испрашивает у патриарха Иова позволение занести их в повседневный синодик. Со временем их почитание стало общецерковным. Cвятые Пётр и Стефан стоят в святцах вместе, под одним днём. И хотя неизвестно даже, знакомы ли они были друг с другом, их подвиг любви ко Христу соединил их там, идеже несть болезнь, печаль и воздыхание, но жизнь бесконечная...

Святии мученицы Петре и Стефане, молите Бога о нас!

Ильсияр Ибрагимова

«..Предыдущая статья Следующая статья..»
№ 9 Сентябрь 2011
№ 10 Октябрь 2011
№ 11-12 Ноябрь-Декабрь
№ 10 Октябрь 2011
№ 11 Ноябрь 2010
№ 1 Январь 2010
№ 1 Январь 2009
№ 12 Декабрь 2007
№ 10 Октябрь 2007

Яндекс.Метрика

 

© Раифский Богородицкий мужской монастырь, 2008-2014.  E-mail: raifa@raifa.ru
При перепечатке материалов просьба указывать первоисточник - сайт www.raifa.ru.