Раифский Богородицкий мужской монастырь Раифский Богородицкий мужской монастырь. Логотип.

№ 9 (34) Сентябрь 2004 г. / Праздники

«..Предыдущая статья Следующая статья..»

Рождество Пресвятой Богородицы

Версия для печати

21 сентября

После темноты ночи небо светлеет, появляется предвестник восхода Солнца — заря. Так и в человеческом обществе зарей нового времени стало Рождество Пресвятой Богородицы. После эпохи Ветхого Завета родилась новая эпоха — Нового Завета. В день празднования Рождества Пресвятой Богородицы во всех храмах Русской Православной Церкви поется: «Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенной; из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный».,

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы первый в году двунадесятый праздник Русской Православной Церкви. Святой Андрей Критский сказал: «Настоящий праздник есть для нас начало праздников… Светлое и явное нисхождение Божие к людям должно иметь радостное начало, вводящее к нам великий дар спасения. Таков и есть настоящий праздник, имеющий началом Рождество Богородицы, а концом — соединение Слова с плотию; это славнейшее из всех чудес, непрестанно возвещаемое, необъемлемое и всегда непостижимое…».
Родители Пресвятой Девы Марии, Иоаким и Анна, превзошли своей праведностью всех, ранее живших, вершиной благочестия, которую только могли достичь люди эпохи Ветхого Завета. Они оба происходили из древних родов Давида и Аарона. И пусть не смущает некоторых, что Богородица по происхождению была еврейкой. Мы знаем из Библии, что евреи явились тем избранным народом, из среды которого должен был выйти Спаситель мира. Но народа, в большинстве своем не признавшего Иисуса Мессией, предавшего Его смерти, и рассеянного затем Богом по всей земле. Однако избранность Богом еврейского народа сохранилась и, по слову апостола Павла, «Ожесточение произошло в Израиле отчасти до времени, пока войдет полное число язычников, и так весь Израиль спасется». И тогда весь остаток народа Израильского уверует всем сердцем во Христа.
Иоаким и Анна до старости были бездетными, и это считалось у евреев позорным. Супруги глубоко переживали свое горе, они терпеливо переносили оскорбления, не роптали на Бога, а постоянно молили Его о милости, о послании им ребенка. Треть своих доходов они раздавали бедным, треть жертвовали храму и только треть оставляли себе.
В один из великих праздников Иоаким пришел в Иерусалимский храм и хотел принести предписанную Законом жертву, но первосвященник Иссахар не разрешил принять ее, объявив  Иоакима грешником, наказанным Богом. К сожалению, и поныне нередки случаи, когда люди высокомерно судят от имени Бога, хотя не знают воли Его. Иоаким, потрясенный случившимся, заплакал: «Для всех сейчас праздник, а для меня день слез». Он не вернулся домой, а отправился в горы, где находилось пастбище его стад, и сорок дней постясь, молился Богу о даровании ему потомства. И вот явился Ангел Господень и возвестил Иоакиму, что Бог услышал Его молитвы, и жена его Анна родит дочь. Иоаким же должен идти в Иерусалим, где в храме встретит Анну, которая уже знает о великой милости Господа. В то же время Анна, узнав от паломников, что у ее мужа не приняли жертву в храме, еще усерднее просила Бога о милости. И ей явился Ангел Божий и сказал: «Твоя молитва услышана — вопли твои прошли через облака, слезы твои упали перед престолом Господа. Ты родишь Дочь благословенную, высшую всех дочерей земных, ради Нее благословятся все роды земные, через Нее дастся спасение всему миру, и наречется Она Марией» (по-русски — Госпожа). Услышав эти слова, Анна дала обет посвятить свою Дочь на служение Богу.
Имя Пресвятой Богородицы с великой любовью почитается по всей земле. Православная Русь в этом почитании стоит впереди других народов, и поэтому наше Отечество вознаграждено было многими знамениями Ее милости и много раз спасалось от, казалось бы, неминуемой беды. Само начало христианства на нашей земле вызвано Ее участием.
Предки русских людей были язычниками, отличались воинственностью и склонностью к грабежам соседних стран. В 860 г. киевские правители Аскольд и Дир напали на Византию, к Константинополю их дружины приплыли на ладьях и напали на город. Император с войском был на западе страны, и город был обречен. Но патриарх св. Фотий, взяв ризу Пресвятой Богородицы, которая хранилась во Влахернском храме, крестным ходом обошел стены города, а затем край ризы омочил в море. Вскоре разразилась буря, многие суда с воинами утонули, остальных изгнали. Вернувшись в Киев, оставшиеся в живых дружинники рассказали всем о могуществе Богоматери, а Аскольд и Дир просили прощения у императора и просили прислать в Киев священника, чтобы принять крещение. Историки установили, что в Киев были направлены святые Кирилл и Мефодий. Крестились не только правители, но и часть горожан. Это событие получило название «Фотиево крещение Руси», оно, и затем крещение великой княгини св. Ольги подготовили Крещение Руси в 988 году равноапостольным князем Владимиром.
Матерь Божия — несомненная Надежда и Поручительница перед Господом за нас, грешных. Через Нее, по слову св. Августина, Бог снизошел на землю, чтобы через Нее люди удостоились восходить к Нему. Она спасает всех, кто с верой и любовью прибегает под Ее Покров. Но недостаточно только любить Богородицу, нужно подражать Ее чистоте, кротости, милосердию, смирению и непорочности.

  иеромонах Филарет  

«..Предыдущая статья Следующая статья..»
№ 6 Июнь 2011
№ 8 Август 2011
№ 11-12 Ноябрь-Декабрь
№ 5 Май 2011

Яндекс.Метрика

 

© Раифский Богородицкий мужской монастырь, 2008-2014.  E-mail: raifa@raifa.ru
При перепечатке материалов просьба указывать первоисточник - сайт www.raifa.ru.