Раифский Богородицкий мужской монастырь Раифский Богородицкий мужской монастырь. Логотип.

№ 9 (34) Сентябрь 2004 г. / Праздники

«..Предыдущая статья Следующая статья..»

Кресту Твоему поклоняемся

Версия для печати

27 сентября — Воздвижение креста Господня

«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим» — так поется в православных храмах в день одного из важнейших наших праздников — Воздвижение честного и животворящего Креста Господня.

Иисус Христос, принявший смерть на кресте, сделал тем самым Крест символом победы вечной жизни над смертью, символом отказа от земных страстей и воскресения души в Боге, символом христианства.

Крест, на котором был распят Спаситель, долго был скрыт от человеческих взоров. Первосвященники боялись поклонения Кресту и распорядились зарыть его вместе с двумя крестами разбойников тут же на Голгофе. При императоре Адриане — злейшем враге христианства — Гроб Господень был засыпан землей, на Голгофе тоже сделали насыпь, на ней император приказал построить языческий храм Венеры и поставить статую Юпитера. Здесь собирались язычники и почти 200 лет совершали свои обряды.

Наконец, после долгих гонений, христиане смогли снова открыто собираться вместе на молитву, смогли строить храмы. Это произошло при императоре Константине Великом, которому Господь помог одержать победу над Максентием в войне за объединение Римской империи. Он с войском был уже на подступах к Риму, но противников было много. Вдруг на небе появился крест, окруженный словами «сим побеждай». Для римлян в то время крест был орудием казни, вид его предвещал что-то ужасное. Но в тот же день Константину было видение Христа, повелевшего ему победу под знаменами с изображением креста. Были сделаны новые полковые знамена с крестом, и Рим пал. Это событие изменило саму жизнь императора, тогда еще язычника. Он и до этого с уважением относился к христианам, потому что его мать царица Елена была христианкой. Зная о ее страстном желании найти Крест Господень, Константин дал ей необходимые средства и в помощь отряд солдат.

В Иерусалиме Елена долго не могла узнать, где была Голгофа. Старый еврей по имени Иуда (он потом крестился и даже стал епископом) рассказал Елене о слышанном им еще в детстве предании, что Голгофа была там, где теперь капище Венеры. Капище разрушили и, разрыв холм, обнаружили пещеру Гроба Господня, а неподалеку три креста и дощечку с надписью «Царь иудейский», установленную на кресте Иисуса Христа по приказу Пилата, однако она лежала в стороне от крестов. На каком из трех крестов был распят Христос? — думали все. Патриарх Макарий, вместе с царицей Еленой руководивший раскопками, предложил возложить поочередно кресты на покойника, которого несли хоронить. Крест Господень воскресил умершего — других доказательств не требовалось! Сбежалась масса народа, все хотели, если не коснуться Креста, то хотя бы увидеть его, и тогда патриарх вместе со священниками неоднократно поднимали — воздвигали — над толпой святой Крест. Отсюда и название праздника. Воодушевленные обретением Креста, люди взывали «Господи, помилуй» и поклонялись Кресту. Было это в 326 году.

Император Константин крестился и стал еще больше помогать христианам, запретив преследования их по всей Великой Римской империи. Он построил в Иерусалиме храм Воскресения, в котором поместились и Гроб Господень и Голгофа. День освящения храма был объявлен праздником Воздвижения Креста Господня. Основная часть Креста находится и поныне в Иерусалиме, но, к сожалению, из-за желания многих стран иметь у себя частицы Креста, он был разделен на много частей, несколько из них были привезены в Россию. Большая часть и три гвоздя, которыми был пригвожден Иисус Христос, выставлены для поклонения в храме Святого Креста в Риме.

Обретение Креста, Воздвижение его перед народом привели к крещению присутствующих при этом событии и слышавших о нем язычников. Можно сказать, что все русские святые подвижники, которые смело проповедовали христианство людям, до этого поклонявшимся идолам и темным силам, тоже воздвигали перед собой Крест спасения. И каждый крестившийся должен не только носить нательный крестик, но и иметь его в своей душе, и без страха делиться своим сокровищем с другими людьми.

В праздник Воздвижения Креста Господня вспомним еще раз, что Иисус Христос пришел в мир не для того, чтобы Ему служили, а чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. Поэтому глубочайший смысл Его царственности открывается лишь с высоты Креста. Христос, распятый и воскресший, сокрушил власть лукавого и освободил мир. Царствие Христа растет любовью, которой Христос, вознесенный на Крест, призывает людей к Себе. Он открыл всем истину, но не навязывает силой ее тем, кто предпочитает тьму.

Сектанты обвиняют нас в том, что мы поклоняемся кресту — орудию казни. Но мы, православные, поклоняемся кресту не как символу смерти, а как символу вечной жизни — Кресту животворящему — ибо Христос, подвергнутый на кресте мучительной казни, своими страданиями искупил нас от древнего греха и даровал нам жизнь вечную. У православных крест всегда имеет изображение распятого Спасителя и поэтому этот священный образ называется еще и Распятием.

Крест Христов, который каждый православный христианин, получив при крещении, носит всю жизнь, есть символ нашего спасения, есть оружие духовной борьбы с силами ада, есть сокровище веры.

игумен Филарет,
насельник Раифского монастыря

 

«..Предыдущая статья Следующая статья..»
№ 6 Июнь 2011
№ 8 Август 2011
№ 11-12 Ноябрь-Декабрь
№ 5 Май 2011
№ 4 Апрель 2011

Яндекс.Метрика

 

© Раифский Богородицкий мужской монастырь, 2008-2014.  E-mail: raifa@raifa.ru
При перепечатке материалов просьба указывать первоисточник - сайт www.raifa.ru.