Раифский Богородицкий мужской монастырь Раифский Богородицкий мужской монастырь. Логотип.

№ 12 Декабрь 2006 / Праздники

Следующая статья..»

Как празднуется Рождество Христово

Версия для печати

День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласно с Божественным свидетельством Евангелия, изображающего это событие величайшим, всерадостнейшим и чудесным: я возвещаю вам, — говорит Ангел вифлеемским пастухам, — великую радость...

Водосвятная часовня Раифского монастыря Казанской епархии. Фото иеродиакона Иоанна

 

Вифлеемская звезда действительно существовала

За несколько дней до Рождества появилось научное толкование одного из самых волнующих эпизодов Евангелия, пишет сайт www.newsru.com

Вифлеемская звезда действительно существовала.

Это был редкий астрономический феномен — встреча Юпитера и Сатурна. Это событие произошло всего один раз в истории – в 7 году до н.э., т.е. в эпоху, совпадающую с рождением Спасителя.

По словам немецкого астронома Юргена Хаммеля, Вифлеемская звезда является особым событием в астрономии. Было выдвинуто много теорий: некоторые думают, что это была комета, по мнению других – «сверхновая», звезда, которая взрывается, освещая Вселенную. Хаммель же считает, что необычное взаимное положение Юпитера и Сатурна является самой близкой версией к библейскому повествованию.

По мере приближения самого главного христианского праздника, вероятно, можно стать жертвой внушения. Но немецкий ученый абсолютно точен: основываясь на наших знаниях, временной промежуток, в котором произошла встреча между Юпитером и Сатурном, совпадает с эпохой рождения Христа. Это были времена Римской империи, Ирода и переписи населения в Палестине. «Гипотеза соответствует и символическим знакам. Юпитер в астрологии – реальная планета, Сатурн всегда связывается с еврейским народом. Встреча двух планет произошла в зодиакальном знаке Рыб, который соответствует Ближнему Востоку», – убежден Хаммель. Такое необычное совпадение звезд может быть прочитано астрологами как пророческий и религиозный знак: иудейский царь пришел в мир именно зимой, когда холод противостоит силе Солнца, и уже многие тысячи лет в различных цивилизациях создавались ритуалы для возвращения светила.

Приход трех волхвов с Востока, желающих прославить нового иудейского царя, ученый объясняет следующим образом. Пришедшие поклониться Младенцу были астрологами из Месопотамии. Они заметили совпадение между Юпитером и Сатурном и хотели узнать последствия. Таким образом, научно-магическое путешествие стало, возможно, началом истории Каспара, Мельхиора и Бальдасара.

Это не кощунственная интерпретация, настаивает Хаммель: в древних текстах волхвов называют «магами». Их стали называть «королями» в средние века...

Православная Церковь о величии праздника Рождества Христова возглашает: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащие звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты востока: Господи, слава Тебе».

День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласно с Божественным свидетельством Евангелия, изображающего это событие величайшим, всерадостнейшим и чудесным: я возвещаю вам, - говорит Ангел вифлеемским пастухам, - великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!

В пределах предпразднества и попразднества праздник Рождества Христова продолжается двенадцать дней.

В последний день перед праздником совершается навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник), свидетельствующее об особенной важности наступающего торжества, ибо навечерия бывают только перед важнейшими праздниками.

В Православной Церкви в навечерие совершаются часы, называемые Царскими, потому что издавна на этом Богослужении присутствовали цари, поклоняясь новорожденному Царю царей.

Царские часы начинаются и совершаются при открытых царских вратах, среди храма, пред Евангелием, положенным на аналое, как бы в знамение того, что ныне Спаситель уже не таится, как некогда во мраке вертепа, но сияет всем народам. Пред Евангелием воскуряется кадильный фимиам, в воспоминание ладана и смирны, принесенных волхвами новорожденному Христу.

Сам день Рождества Христова во плоти, как важнейший и торжественнейший, в Богослужебных книгах Православной Церкви называется пасхою, праздником тридневным. В этот день, по гласу Церкви, «всяческая радости наполняются. Ликуют Ангели вей на небеси, и радуются человецы: играет же вся тварь рождшагося ради в Вифлееме Спаса Господа: яко всякая лесть идольская преста и царствует Христос во веки».

Свою духовную радость в день Рождества Христова Церковь начинает и выражает пророческим утешительным пением на великом повечерии, которым начинается всенощное бдение: «С нами Бог. Разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог». Великая радость Церкви в праздник Рождества Христова проистекает из благодарственного воспоминания снисхождения и единения Бога с человеком, о чем и благовествуется в евангельском чтении на утрени (Мф. 1,8-25).

В древние времена бдение продолжалось всю ночь. «От ночи до утра славословим Тебя, человеколюбче», — говорит Козьма Маиумский в каноне на Рождество Христово.

Божественную Литургию в праздник постановлено совершать «порану труда ради бденного».

После Литургии Церковь совершает благодарственное молебствие Господу Богу об избавлении Церкви и державы Российской от нашествия французов в 1812 году.

Сообразно великой радости, принесенной миру Рождеством Спасителя, Церковь издревле постановила совершать Богослужение в день Рождества Христова без коленопреклонений, кроме благодарственного молебна за избавление Отечества от врагов, разрешать пост, в какой бы день недели ни случился праздник, и весь день церковного праздника сопровождать церковным звоном.

Торжественное прославление Рождества Христова после Богослужения в храмах переносится и в жилища верующих. Подобно Ангелам, которые возвестили великую радость вифлеемским пастухам и пели хвалу Богу, священнослужители начинают славление в храме, в навечерие праздника, после Литургии: «Постановлено вжигать свещник и поставлять его посреди церкви; а ликам стать вкупе среди храма и петь возгласно: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума» и прочее».

С древних времен православные христиане проводили праздник Рождества Христова благоговейно. Так же и мы должны избегать развлечений и увеселений, нарушающих святость праздника.

по материалам сайта
Сретенского монастыря

Следующая статья..»
№ 2 Февраль 2011
№ 3 Март 2011
№ 6 Июнь 2011
№ 8 Август 2011
№ 11-12 Ноябрь-Декабрь
№ 8 Август 2011
№ 6 Июнь 2011
№ 5 Май 2011

Яндекс.Метрика

 

© Раифский Богородицкий мужской монастырь, 2008-2014.  E-mail: raifa@raifa.ru
При перепечатке материалов просьба указывать первоисточник - сайт www.raifa.ru.