Раифский Богородицкий мужской монастырь Раифский Богородицкий мужской монастырь. Логотип.

№ 6 Июнь 2008 / Интервью.

Следующая статья..»

Никто сегодня не может обвинить РПЦ в изоляционизме и закрытости

Версия для печати

Интервью с Владимиром Виглянским

Руководитель пресс-службы Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в интервью соборному сайту дал оценку изменениям в отношениях СМИ и Церкви, произошедшим в последние годы, поделился своим видением перспектив развития церковной информационной деятельности.

 

С 24 по 29 июня под председательством святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в Москве в Кафедральном соборном храме Христа Спасителя проходит Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2008 года.

10 июня, в день интронизации святейшего Патриарха, открылся официальный сайт Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Сайт создан по благословению святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и поддерживается пресс-службой Собора, возглавляемой священником Владимиром Вигилянским.

На сайте, расположенном по адресу http://www.sobor2008.ru, размещены все официальные документы собора, новости и комментарии архиереев-делегатов собора.

— Отец Владимир, грядущий Архиерейский Собор — уже не первый церковный форум, на котором Вам поручено заниматься вопросами, связанными с информацией. Вы возглавляли пресс-службу Архиерейского Собора в 2004 году. Скажите, пожалуйста, как, на Ваш взгляд, изменилась ситуация в сфере церковной информационной деятельности?

— Работа пресс-службы Архиерейского Собора 2004 года была новым, очень важным этапом информационной политики Церкви. К этому времени Отдел внешних церковных связей, Издательский совет и интернет-ресурс «Православной энциклопедии» (сайт «Седмица.ru») накопили богатейший опыт как в отношениях со светской прессой, так и в выработке принципов церковных новостей. Благодаря этому опыту был сломлен натиск негативного, в лучшем случае — индифферентного отношения к Церкви на телевидении и в центральных печатных СМИ.

Бывали времена в 90-е годы, когда Церковь ощущала вокруг себя настоящую информационную блокаду, когда жизнь и события миллионов российских верующих происходили сами по себе, а проблемы, поднимаемые СМИ, сами по себе. Церковная печать, православные радио- и телепрограммы, церковные электронные СМИ к 2000 году сумели доказать, что они востребованы российским читателем, слушателем, зрителем.

— В связи с предыдущим вопросом — следующий: изменился ли за последние годы характер взаимоотношений Церкви и средств массовой информации? И если да, то в чем проявляются эти изменения?

— Жизнь Церкви в любые времена чрезвычайно насыщена самыми разнообразными событиями. Каждый священнослужитель, каждый приход или монастырь, каждая епархия связаны видимыми и невидимыми нитями с обществом и государством, с наукой и культурой, с политикой и экономикой, с радостями и бедами отдельных людей. Все это составляет огромное богатство живого участия Церкви в жизни общества. И это помимо сакральной функции Церкви, с которой миллионы православных связывают свою новую жизнь во Христе и со Христом.

Своего рода иллюстрацией нашей работы может служить тот факт, что за это время в телеэфире кардинально изменилась в положительную сторону тональность комментариев на церковные темы и частота появления православно ориентированных передач и сюжетов. Русская Православная Церковь, ее жизнь и деятельность, запечатленная в электронных и печатных СМИ, стала неотъемлемой частью бытия россиянина. Разрыв между реальным местом Православия в жизни людей и отражением ее в СМИ сократился в несколько раз. Многие светские информационные агентства и печатные издания открыли или ждут открытия специальных отделов, занимающихся освещением религиозных проблем. Мы находимся на постоянной ежедневной связи с их корреспондентами.

— Известно, что одна из рабочих групп Собора в числе прочих будет рассматривать вопросы, связанные с информационной деятельностью Церкви. Можете ли Вы обозначить основные проблемы, стоящие в настоящее время перед Церковью в этой области?

— Главная проблема — это информационная поддержка церковных инициатив на местах. Нельзя, чтобы будущий краевед-историк не смог бы найти сведений в СМИ о церковных событиях своей родной области — тогда как в ней в начале XXI века, помимо нескольких сот приходов и десятков монастырей, действовали церковные приюты, дома престарелых, благотворительные столовые, центры по реабилитации наркоманов и алкоголиков, церковные молодежные организации и т. д.

Одним из важных предназначений церковных СМИ является просвещение. Наши соотечественники, прошедшие сквозь терния атеистической пропаганды, остались в основном малообразованными в религиозном смысле людьми, которые имеют смутное представление о Православии, об отечественной культуре и Церкви, путают магию и мистику, суеверие и веру, не ведают о сути христианской этики, о смысле богослужений, о покаянии, о православной аскетике и о многом-многом другом. Не наша ли задача поделиться своими знаниями и опытом?

В обратном случае наше место займут дилетанты, доморощенные философы, эсхатологические паникеры, изуверы, мракобесы и сектанты. И еще одна проблема — это проблема языка нашей проповеди. Нельзя идти в мир с евангельским благовестием, не зная языка, на котором говорят наши слушатели — нас просто не поймут. Любой публичный оратор знает, что сначала он должен понять, почувствовать аудиторию, перед которой выступает, и только потом произносить свою речь.

Архиерейский Собор: официальный сайт

— Одна из главных тем грядущего Архиерейского Собора — церковное единство. Чем, по вашему мнению, информационная деятельность церковных или светских СМИ может способствовать, а чем — препятствовать сохранению и укреплению единства верующих?

— В науке СМИ называются СМК, то есть средства массовых коммуникаций. Речь идет о современном средстве общения. В этом смысле газета, журнал, сайт, телевидение или радио объединяют людей, в каком-то отношении формируют их, организуют, делают их единомышленниками. Другое дело — в чьих руках находятся эти средства, какие цели они ставят перед собой и какие нравственные ценности они проповедует.

Для христиански ориентированных СМИ главной ценностью должна быть Истина. А Истина для нас — Христос и Его заповедь любви. Это всегда и навечно является условием единства. Если информационная деятельность способствует познанию Истины, если она не противоречит любви, то она создаст такое единство между людьми, которое не сломишь ни политическими интригами, ни информационными технологиями, ни идеологическими диверсиями, ни геополитическими противостояниями.

Мы только в начале пути. Единственное, что утешает, — это то, что никто сегодня не может обвинить Русскую Православную Церковь в изоляционизме и закрытости: она предельно открыта обществу. И в этом успехе есть доля усилий моих коллег — церковных журналистов.

Когда люди руководствуются в своей деятельности не своими личными интересами, а интересами Церкви, все получается. И это знание составляет главное богатство моего профессионального «багажа», который я пополнил за последние четыре года.

Следующая статья..»
№ 6 Июнь 2011
№ 8 Август 2011
№ 9 Сентябрь 2011
№ 10 Октябрь 2011
№ 11-12 Ноябрь-Декабрь
№ 10 Октябрь 2010
№ 5 Май 2010
№ 1 Январь 2009
№ 11-12 Декабрь
№ 8 (23) август 2003 г.
№ 2 (17) февраль 2003 г.

Яндекс.Метрика

 

© Раифский Богородицкий мужской монастырь, 2008-2014.  E-mail: raifa@raifa.ru
При перепечатке материалов просьба указывать первоисточник - сайт www.raifa.ru.