Раифский Богородицкий мужской монастырь Раифский Богородицкий мужской монастырь. Логотип.

№ 3 (18) март 2003 г. / Интервью.

Следующая статья..»

Что мы празднуем 8 марта?

Версия для печати

Интервью с профессором МГУ, известным богословом, диаконом Андреем Кураевым.

— 8 марта — Международный Женский день. Что вы имеете против такого праздника?

— Пусть называют его как угодно — только ни одной стране мира, кроме России, этот праздник не знаком. А у нас он введен советской властью сразу после революции, и сегодня остается своеобразным «ископаемым остатком» тех самых времен…

— Уж не хотите ли вы стереть из памяти всё то, что связывает нас с ХХ веком?

— Разумеется, нет! Но если мы сохраняем в нашей жизни этот праздник, мы должны, по крайней мере, знать, кем именно и как он был установлен, какие события отмечает, и каким образом он связан с принятой датой.

— А разве это не известно?

— Не подлежит сомнению, что Женский день был установлен на 2-й Международной конференции социалисток, которая собралась в 1910 году в Копенгагене, со вполне определенной целью. Предложение об этом внесла известная Клара Цеткин: «Я тогда имела определенное намерение, — пишет она, — создать день революционной мобилизации широких женских масс…» И вот что продолжает вызывать споры — а у некоторых даже истерику — это усилия выяснить, каким образом женский революционный день занял свое место в календаре.

— Очень просто: для определенности выбрали один общий для всех день…

— Просто, но неверно. Решение конференции ничего не говорит о дате, оставляя выбор за отдельными странами: «…В каждой стране организовывать, по соглашению с политическими рабочими партиями и профессиональными организациями, специальный Женский день…» Более того, первые годы Женский день отмечался повсюду в различных числах марта, и лишь начиная с 1914 года за ним закрепилась дата 8 марта. В чем причина? Чтобы найти ответ, надо учесть не только политическое, но и культурное, и национальное родство. А поскольку вожди европейского социализма и революции начала ХХ происходили главным образом из евреев, то за разгадкой тайны 8 марта следует обратиться к еврейскому календарю.

Попробуем отыскать в годовом календарном цикле иудаизма событие, которое:

  • связано с именем женщины, одержавшей блистательную победу над окружающими врагами;
  • мобилизует массы на беспощадное уничтожение противников;
  • имеет простой и наглядный смысл (вспомним, что социалисты были безбожниками и воспринимали религию лишь как народные обряды и сказочные образы);
  • совершается в начале марта или около того (еврейский календарь привязан к фазам луны, и даты еврейских праздников по гражданскому календарю меняются от года к году).

Каждый, кто хоть немного знаком с иудаизмом, по этому краткому описанию безошибочно узнает праздник Пурим.

— Что же это за праздник — Пурим?

— Праздник довольно странный, «не связанный ни с храмом, ни с каким-либо религиозным событием». Содержание его составляет ветхозаветная Книга Есфирь. Еврейское название праздника — множественное число от слова (пур) — жребий, см. Есф. 3:7; поэтому по-русски он должен бы называться праздником жребиев или судеб.

В общепринятом виде Пурим — это торжество кровавого погрома, бойни, организованной в масштабах государства благодаря усилиям Есфири (по-еврейски Эстер), одной из жен персидского царя Артаксеркса: «…Царь позволяет Иудеям… истребить, убить и погубить всех.., которые во вражде с ними, детей и жен, и имение их разграбить… И избивали Иудеи всех врагов своих, побивая мечом, умерщвляя и истребляя». Уничтожено было 75 тысяч человек. «…В 14-й день сего же месяца они успокоились и сделали его днем пиршества и веселия» (Есф. 8:11 — 9:17).

Торжество, бесспорно, очень веселое. Талмуд даже не столько разрешает, сколько предписывает в этот день напиваться до бесчувствия (буквально); праздничное чтение должно прерываться визгом, треском и проклятиями; трапеза включает в себя угощения, формой и названием напоминающие уши человека. Знаменательная и страшная деталь: «веселый праздник Пурим особенно популярен у детей… Одним словом, вряд ли нашелся бы более удачный прототип революционного женского праздника.

— Однако нет твердых доказательств такого происхождения Женского дня: ведь в 1910 году Пурим не совпал с 8 марта. А вспоминать о том, что вожди революции были евреями – это антисемитизм!

— Вот ведь как получается: если вспоминать черные страницы истории русского (или любого другого) народа - тогда это покаяние и очищение. А если евреев - тогда это «антисемитизм»… А есть, между тем, антисемитизм самый настоящий, без кавычек: это считать, что евреи неспособны к трезвому и честному взгляду на мир, к оценке и осмыслению своего прошлого и настоящего. Теперь о датах. Пурим празднуется два дня: 14-го и 15-го месяца Адара (Есф. 9:17-18). И в 1909 году, накануне 2-й Конференции социалисток, 15 Адара пришлось на 8 марта, о чем и можно было догадаться. В 1911-13 г.г., как уже сказано, в датах Женского дня не было единообразия; но в 1914 г. 8 марта впервые широко отмечалось по всей Европе. Причина? Это был воскресный день, ближайший перед Пуримом. И еще один день 8 марта (23 февраля по старому стилю): начало Февральской революции, масонский заговор, удар в сердце России. На календаре — 1917 год, 14 Адара. Пурим. Воистину с адским праздником судеб поздравляем мы друг друга в этот день…

— В конце концов, не все ли равно, какие дни праздновать? Лишь бы было хорошее настроение…

— Глубокая, смертельная ошибка. Чередование будней и праздников — это судоходные огни, по которым мы день за днем прокладываем свой путь по реке времени. «Не все ли равно какой праздник…» — именно этого добиваются от нас хозяева нового мирового порядка, именно так превращают они живые души в тупых и послушных роботов. Вспомните хотя бы западное Рождество, оргию расточительства и обжорства, из которого изгнали Младенца-Христа, или святого мученика Валентина Интерамнского, чей праздник затопили бизнесом разврата. А настроение при этом у роботов отменное: в самый раз накачаться водкой, «расслабиться», «опроститься». Не все ли равно?

— Но разве не нужны праздники в честь наших женщин?

— Очень нужны. И они у нас есть: это все праздники в память Пресвятой Богородицы, в память несчетных святых жен и дев, а в особенности тех, кто прославлен в числе Новых Российских Мучениц и Исповедниц ХХ века.

— Что же делать, если поздравят с 8 марта?..

— Скажите: «Спасибо, и вас поздравляю с Великим Постом. Желаю соблюдать его, телом и душою. А Женский день у нас в России издавна отмечают в Неделю святых Жен-Мироносиц, весной, во второе воскресение после Пасхи. Тогда меня и поздравите».

  г. Иваново  

  Иеродиакон Макарий,  

Следующая статья..»
№ 6 Июнь 2011
№ 8 Август 2011
№ 9 Сентябрь 2011
№ 10 Октябрь 2011
№ 11-12 Ноябрь-Декабрь
№ 10 Октябрь 2010
№ 5 Май 2010
№ 1 Январь 2009
№ 11-12 Декабрь
№ 8 (23) август 2003 г.
№ 2 (17) февраль 2003 г.

Яндекс.Метрика

 

© Раифский Богородицкий мужской монастырь, 2008-2014.  E-mail: raifa@raifa.ru
При перепечатке материалов просьба указывать первоисточник - сайт www.raifa.ru.