Раифский Богородицкий мужской монастырь Раифский Богородицкий мужской монастырь. Логотип.

№ 3 (28) Март 2004 г. / Интервью.

Следующая статья..»

Церковь и государство: отношения близки к оптимальным

Версия для печати

Интервью Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

8,43 Kb— Нынешний год — год президентских выборов. Поступают ли в адрес Церкви обращения каких-либо политиков с просьбой оказать им поддержку на выборах?  

— В последние годы Церковь неоднократно разъясняла свою позицию о недопустимости поддержки церковной Полнотой той или иной политической партии. Такого рода поддержка противоречит самой природе Церкви, ее миссии в мире — объединять людей в их следовании Христовым заповедям, и прежде всего — в любви ко Господу и друг ко другу, в каждодневной совместной борьбе со злом и искушениями мира сего. Таким образом, Церковь есть место встречи и совместного делания носителей различных, подчас противоположных политических взглядов, ибо партий много, они приходят и уходят, а Христос един для всех и навсегда.

И потому Церковь Божия не имеет права стать политической союзницей для одних, автоматически превратившись в политическую противницу для других. Мы не можем допустить, чтобы человек, имеющий те или иные политические убеждения, получил из наших же рук основания сказать себе: я не переступлю порог этого храма, потому что здесь находят поддержку мои политические оппоненты. Кроме того, привнесение вероисповедного компонента в политическую борьбу грозит превращением межпартийного соперничества, без которого немыслим политический процесс, в религиозно окрашенное противостояние, последствия которого могут оказаться весьма серьезными. Наше отношение к данному вопросу фундаментально аргументировано в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви.

Следует отметить, что в последние годы политики стали с пониманием и уважением относиться к занимаемой Церковью позиции, и обращений с просьбой о поддержке на выборах стало значительно меньше. Одновременно с удовлетворением констатирую, что в последнее время в программах и заявлениях лидеров различных политических партий и движений России все больше внимания уделяется духовно-нравственным аспектам жизни человека и общества, необходимости созидать будущее нашей страны на основе исконных религиозных ценностей.    

— Сейчас по стране идут масштабные восстановления храмов и монастырей. На какие средства Церковь восстанавливает свои объекты и строит новые? Как происходит привлечение инвестиций на церковные проекты?

— Как правило, финансовую базу восстановления порушенных монастырей и храмов составляют пожертвования верующих, чего, конечно, явно недостаточно, особенно если принять во внимание крайне бедственное положение возвращаемых храмов и невысокий уровень доходов большинства жителей нашей страны. Нередко ощутимую поддержку оказывают промышленные предприятия, коммерческие структуры, иные организации и частные лица, движимые чувством исторической, духовной, социальной ответственности перед Отечеством и Церковью. В других случаях помощь может поступить от государства, например, если речь идет о восстановлении храма, являющегося памятником архитектуры. Правда, такая помощь — лишь очень малая часть того, что требуется.    

— Может ли Церковь заниматься коммерческой деятельностью, чтобы быть независимой от власти и бизнеса?  

— Церковные структуры могут заниматься хозяйственно-экономической деятельностью опосредованно, через создаваемые ими или при их участии социально ориентированные производства. Однако целью такой деятельности является не стяжание или умножение прибыли как таковые, а вполне конкретная задача поддержания экономической независимости и, следовательно, морального самостояния Церкви в нынешних условиях рыночной экономики, финансирования общецерковных учреждений и программ социального служения Церкви.  При этом доходы таких предприятий облагаются налогами на общих основаниях. Из налогооблагаемой базы исключаются лишь суммы, поступающие от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения и расходуемые на осуществление уставных целей Церкви. Нередкие случаи благотворительных взносов на нужды Церкви со стороны отечественного бизнеса никак не сказываются на ее независимости, поскольку имеют смысл именно церковного пожертвования и потому никогда не сопровождаются и не должны сопровождаться какими-либо дополнительными условиями.

Что же касается независимости Церкви от светской власти, то в нынешнее время государство основывает свои отношения с Церковью на принципах взаимного уважения, конструктивного соработничества на благо общества, невмешательства в дела внутреннего церковного устроения, и потому современное состояние церковно-государственных отношений видится мне близким к оптимальному.

Справедливости ради нужно сказать, что не все вопросы в наших отношениях нашли окончательное решение — есть проблемы в сфере налогообложения религиозных организаций, осуществления права граждан на религиозное образование и некоторые иные. По этим вопросам мы поддерживаем нелегкий, но перспективный диалог со светской властью. 

— В некоторых европейских странах существует церковный налог. Как Вы думаете, нужно ли ввести подобный налог в России?

— Действительно, в некоторых странах Западной Европы исторически сложилась практика государственного сбора и распределения добровольно вносимого гражданами церковного налога. Это способствует — при соблюдении принципа свободы совести — эффективному развитию социальной деятельности религиозных организаций, упрощает общественный и государственный контроль за целевым использованием выделяемых средств, гарантирует справедливое распределение денег между религиозными общинами данной страны пропорционально численности их членов. В России подобного налога никогда не существовало. Однако думаю, что его введение (как и введение любого нового налога) стало бы мерой непопулярной, вызвав больше вопросов, чем решив проблем.

Со стороны Церкви ранее высказывалась несколько другая идея — передавать благотворительным церковным структурам ту часть подоходного налога граждан, которая расходуется государством на социальную поддержку неимущих, иные виды помощи людям и семьям, оказавшимся за чертой бедности. Подобная модель, в которой социальное служение Церкви сочетается с государственной заботой о судьбах людей, могла бы открыть новую страницу в успешно  складывающемся партнерстве Церкви и государства. 

"КоммерсантЪ"

Следующая статья..»
№ 6 Июнь 2011
№ 8 Август 2011
№ 9 Сентябрь 2011
№ 10 Октябрь 2011
№ 11-12 Ноябрь-Декабрь
№ 10 Октябрь 2010
№ 5 Май 2010
№ 1 Январь 2009
№ 11-12 Декабрь
№ 8 (23) август 2003 г.
№ 2 (17) февраль 2003 г.

Яндекс.Метрика

 

© Раифский Богородицкий мужской монастырь, 2008-2014.  E-mail: raifa@raifa.ru
При перепечатке материалов просьба указывать первоисточник - сайт www.raifa.ru.