Раифский Богородицкий мужской монастырь Раифский Богородицкий мужской монастырь. Логотип.

№ 5 (30) Май 2004 г. / Интервью.

Следующая статья..»

Троица животворящая

Версия для печати

Престольный праздник обители

Праздник Пятидесятницы — это день явления Духа Божия в христианской Церкви. Бог Отец положил ей основание в Ветхом Завете, Бог Сын создал Церковь, воплотившись на земле, Бог Дух Святой действует в ней. Поэтому праздник рождения христианской Церкви именуется днем Святой Троицы. Накануне светлого дня мы побеседовали с благочинным Раифского монастыря игуменом СИЛУАНОМ:

— Троица — это не только великий двунадесятый праздник, праздник, связанный с днем основания, или рождения Церкви, — это еще и престольный праздник монастыря.

— Да, Святая Троица — один из самых значимых православных праздников. Церковью даруется та спасительная благодать, благодать Святого Духа, так нужная для нашего спасения, для духовного совершенствования. В праздник Святой Троицы, впрочем, как и любой другой праздник, давайте задумаемся над тем, насколько мы понимаем смысл нашей жизни. Оглянемся на наши поступки — насколько они соответствуют нашей вере? Действительно ли мы идем туда, куда и призваны? Или все-таки снова мы «приземлились» и вновь заняты какой-то суетой, заботами…

Троица — престольный праздник обители. И главный собор освящен в честь Животворящей Троицы. В этот день мы ждем много паломников, верующих людей, которые, по традиции, принесут в храм букеты цветов и молодой зелени, как символ жизни вечной… Символично, что в Троицком соборе всегда много растений: на окнах – цветы, небольшие декоративные деревца. Даже зимой. Они, как некие видимые символы, всегда напоминают нам о живительной силе Духа Святого.

Все мы — одна большая семья, которую Господь назвал Своею Церковью, и сказал: «Я создам Мою Церковь, и никогда врата адовы не одолеют Ее». Мы все — члены этой Церкви.

С Троицы в монастыре начинается время «летнего сезона», продолжение прерванных восстановительных работ. В этом году запланирована реставрация храма архангела Михаила. С Божьей помощью вероятно начало строительства Казначейского корпуса, так нужного для нашей обители. В середине прошлого столетия он был полностью разрушен. Сейчас Госстрой России, если не изменит своего решения, начнет строительство корпуса. Кстати, это первый случай в истории нашей святой обители, когда будет оказана помощь государства в восстановлении разрушенного на территории монастыря здания. Строительство будет полностью вестись за счет государства... Правда, пока есть сложности, но, надеемся, что Господь поможет решить эти вопросы…

Троицкий собор Раифского Богородицкого мужского монастыря Казанской епархии

— Давайте вернемся к Троицкому собору. Его восстановление уже закончено? Будет ли он так богато расписан, как и все храмы Раифы?

— Троицкий собор построен последним на территории обители — в 1913 году. И первоначально был из красного кирпича. Не беленым. Только в наше время храму придан белоснежный вид — что полностью соответствует архитектурному ансамблю монастыря. Предполагается и дальнейшая роспись интерьера. В настоящее время ведутся переговоры по этому поводу. Из-за того, что в свое время храм пострадал от сырости, в дальнейшем роспись решено производить на холстах, которые будут крепиться на стенах собора. Планируется, конечно, и легкая роспись, которая подчеркнет саму конструкцию храма, его воздушность. Надо сказать, что долгое время велись разговоры о том, стоит ли вообще расписывать собор: ведь он и так красив — весь такой возвышенный, воздушный.… Но в старину, насколько известно, все храмы были расписаны, в том числе и Троицкий. Изнутри он был очень красиво и богато убран.

— А теперь вопрос, касающийся великолепия церквей вообще. Почему, на Ваш взгляд, это должно быть?

— Да потому, что Богу полагается жертвовать самое лучшее, выражая тем самым любовь к Господу. И не потому, что это Богу нужно — Господь не нуждается ни в золоте, ни в подношении. Это, прежде всего, необходимо самим людям. Чтобы лишний раз самим себе напомнить, что все, что мы имеем — от Бога. Что бы у нас не было.… Таков смысл любой жертвы , нужной прежде всего самому жертвующему. Насколько же дом Божий должен быть благолепен, если человек по силам старается украсить и свое жилище.

Объяснение церковного благолепия — это убранство и дух дома Божиего. Храмы стоят не один век, пройдут поколения и наши потомки увидят, что лучшие свои знания и силы люди посвящали и посвящают Богу.

С другой стороны, благолепие не должно становиться целью жизни. И восстановление монастырских храмов и стен — это не та цель, которую преследует в данном случае братия монастыря, нет. К тому же, если заглянуть в кельи нашей братии, то можно увидеть, что они достаточно скромные, ничего лишнего нет и в быту.

Наша святая обитель живет в духе древних традиций Церкви и всех монастырей, поэтому много занимается благотворительностью. Помогает малоимущим, материально и духовно поддерживая близлежащие к монастырю детские сады и школы. Сейчас это принято называть социальным служением. На самом же деле, мы делимся той милостынью, которую получаем об благодетелей. Так Богу угодно, иначе бы Господь не поддержал бы нас — обитель возродилась из руин только с помощью Божией.

К сожалению, бытует мнение, что в настоящее время в Русской Православной Церкви существует некий перекос: якобы больше внимания уделяется строительству и внешнему облику храмов, нежели реальной миссионерской деятельности. Но это, скорее, непонимание происходящего: если бы все пожертвования прихожан шли на миссионерскую деятельность, тут же бы бросалось в глаза бедность и неустройство дома Божиего.

— Люди, приходя в монастырь и ощущая святость места, ищут такой же святости и духовной поддержки от священников и братии монастыря…

— Путь к святости — это долгий непростой путь. Подвижники православия, аскеты, прежде чем достигли каких-то духовных дарований, проходят довольно долгий жизненный путь, и лишь немногим Господь дает сподобиться особых духовных дарований, сугубой благодати. Вспомните, сколько лет прожил Сергий Радонежский, Антоний Великий? По крайней мере, мы не лицемерим и не играем роль старцев, духовно одаренных, которых даже в XIX веке было уже не так много. Об этом еще писал святитель Игнатий Брянчанинов.

«Блажен тот, кто не соблазниться обо Мне». Ежели соблазнялись самого Господа нашего Иисуса Христа, то уж куда нам, грешным? Давайте вспомним заповедь, данную нам Господом: «Не судите и не судимы будете» На самом деле, верующий человек, переживающий встречу с Богом, в стремлении к Нему, никогда не впадет в грех осуждения. В пример приведу приветствие Серафима Саровского. Каждому, кто приходил к нему, он говорил: «Христос Воскресе, радости моя!» Будучи освящен Духом святым, стяжавшим мир в свою душу и сердце, благодатный человек делится своей радостью — он не выносит на суд, не злобствует даже над впавшим в искушение. Святым духом всяка душа живится.

  Ольга Крестинина  

Следующая статья..»
№ 6 Июнь 2011
№ 8 Август 2011
№ 9 Сентябрь 2011
№ 10 Октябрь 2011
№ 11-12 Ноябрь-Декабрь
№ 10 Октябрь 2010
№ 5 Май 2010
№ 1 Январь 2009
№ 11-12 Декабрь
№ 8 (23) август 2003 г.
№ 2 (17) февраль 2003 г.

Яндекс.Метрика

 

© Раифский Богородицкий мужской монастырь, 2008-2014.  E-mail: raifa@raifa.ru
При перепечатке материалов просьба указывать первоисточник - сайт www.raifa.ru.