Раифский Богородицкий мужской монастырь Раифский Богородицкий мужской монастырь. Логотип.

№ 2 Февраль / Интервью.

Следующая статья..»

Духовное возрождение - задача не только Церкви

Версия для печати

Патриарх Алексий II

49,07 Kb

Священник как учитель

— Священник в русской культуре — фигура «учительная»: священника всегда слушали как учителя, авторитетного человека. Как вы считаете, достаточно ли предоставлена сегодня трибуна священникам?

— Интересно, что вы употребили слово «учительный». Именно так Церковь называет тех подвижников, которые обладали даром разъяснения тайн веры, даром проповеди. А самых выдающихся проповедников — святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста — церковное предание именует «вселенскими великими учителями». Да, действительно, священнослужитель издревле являлся фигурой, на которую были устремлены взгляды окружающих, в прямом и переносном смысле. И эти взгляды всегда выражали внутреннее ожидание паствы услышать от своего пастыря слова, которые возвещали бы не какие-то политические идеи или научные откровения, но — «глаголы жизни вечной».

Десятилетия безбожной идеологии сделали свое дело: подавляющее большинство наших сограждан, даже пришедших в храм и сердцем принявших православие, знают о нем очень мало.

Это заставляет православное духовенство всеми доступными средствами пытаться донести до своей паствы и тех, кто еще только подходит к церковной ограде, евангельские истины. Сегодня мы стараемся распространять нашу проповедь с привлечением и печатного слова, и Интернета, и радио, и, разумеется, телевидения.

Церковь развивает и поддерживает свои собственные информационные ресурсы — газеты, журналы, радиокомпании и телевизионные каналы. Однако мы прекрасно осознаем, что их удельный вес в современном информационном пространстве нашей страны невелик. И в этом смысле мы, конечно, рассчитываем на взаимодействие с федеральными телеканалами, общероссийскими газетами, радиокомпаниями, в сюжетах, статьях и передачах которых недостает православно ориентированных материалов.

Церковь — против цензуры

— А как может развиваться это взаимодействие?

— Опыт нашего сотрудничества последних лет показал, что среди сотрудников светских СМИ появилось немало прекрасных мирян-журналистов, вполне грамотно и взвешенно освещающих религиозную тематику и жизнь Церкви, в частности. Вот этот путь, по-моему, может принести большую пользу всем — и светским, и церковным журналистам, и, разумеется, аудитории этих СМИ.

К сожалению, многие СМИ ставят во главу угла не общественную пользу и даже не достоверность информации, а извлечение прибылей и дешевую популярность своих изданий. При этом утверждается новое понимание постулата о свободе слова — как неприкасаемость даже самых нечистоплотных дельцов от журналистики, как капитуляция перед их откровенно провокационными нападками, оскорбляющими религиозные чувства верующих. Церковь не имеет ни возможности, ни желания создавать что-либо похожее на цензурирующий орган. Однако мы призываем и будем призывать всех, кому небезразлично будущее нашей страны, к совместным действиям по созданию механизмов воздействия на те СМИ, которые своей деятельностью наносят вред нравственному здоровью наших сограждан.

«Остров» как новая глубина

— Тема церковной жизни актуализирована выходом на экраны и показом по ТВ фильма Павла Лунгина «Остров». Вы встречались с его создателями. Скажите, почему Вам понравился фильм? Есть мнение, что замечательные актеры не в состоянии постичь и передать духовный феномен монашества.

— Я не согласен с тем, что актеры не могут постичь феномен монашества. Недаром к монашеству приходят самые разные люди, в том числе и актеры. Монашество как сугубое покаяние способен понять любой верующий человек. «Нет человека, который жив будет и не согрешит», сказано в Библии. Но Господь говорит: «Просите — и обрящете, стучите — и откроется вам». Путь покаяния есть цель и смысл христианского подвига, и в этом смысле нет большой разницы между мирянином и монахом.

Ценность фильма в том, что его создатели сумели показать глубокое, искреннее покаяние человека. Мне трудно судить, что сыграло решающую роль в том, что картина получилась такой достоверной и внутренне убедительной. Думаю, чистые и искренние побуждения авторов фильма и актеров были необходимым условием, которое повлияло на результат. Здесь проблемы духовной жизни и спасения выдвинуты на первый план, и зрители, которые, может быть, впервые соприкоснулись с этими проблемами, глубоко задумались.

Возрастание совести

— Когда церковная жизнь перестанет пониматься большинством комментаторов, любящих подчеркивать, что Церковь отделена от государства, как духовная экзотика?

— С одной стороны, ответ на ваш вопрос прост. Поверхностный взгляд на Церковь уйдет тогда, когда религиозное мировоззрение станет органичной частью жизни каждого из нас. С другой стороны, мне сложно сказать, когда именно это произойдет.

Самым верным путеводителем в духовном возрастании является совесть, которую Отцы Церкви называли голосом Божиим в душе человека.

Если мы сможем согласовать все наши поступки и мысли с голосом совести, то, я уверен, богатейшие духовные традиции нашего народа возродятся. А вместе с ними духовно возродимся и мы сами, и наше Отечество.

Следующая статья..»
№ 6 Июнь 2011
№ 8 Август 2011
№ 9 Сентябрь 2011
№ 10 Октябрь 2011
№ 11-12 Ноябрь-Декабрь
№ 10 Октябрь 2010
№ 5 Май 2010
№ 1 Январь 2009
№ 11-12 Декабрь
№ 8 (23) август 2003 г.
№ 2 (17) февраль 2003 г.

Яндекс.Метрика

 

© Раифский Богородицкий мужской монастырь, 2008-2014.  E-mail: raifa@raifa.ru
При перепечатке материалов просьба указывать первоисточник - сайт www.raifa.ru.