Раифский Богородицкий мужской монастырь Раифский Богородицкий мужской монастырь. Логотип.

№ 9 Сентябрь 2009 / Христианские уроки

Следующая статья..»

Искушения в праздники

Версия для печати

Поучения

Еще о. Иоанн Кронштадтский отмечал, что в праздники враг старается особенно сильно искушать: или расстраивать мирное настроение раздражением, или подставлять какое-либо, будто «неотложное» «дело», чтобы рассеять сосредоточенное молитвенное внимание пред службою, или даже во время самой литургии вселяет какие-либо охлаждающие мысли.

8,46 KbТочно в гору идешь, а песок под ногами точится вниз и затрудняет подъем, — говорит о. Иоанн. «Враг в праздники Господни берет с христиан свой оброк, крайне великий оброк; и чем больше праздник, тем больше оброк врагу платят христиане, ибо, что мы видим в праздники? Совершенную праздность, разнузданность плоти, пьянство, распутство, драки, кражи, увеселения. Боже мой!.. Какое усердное служение диаволу! Христиане ли эти люди… искупленные честною кровию Сына Божия? В христианские ли ты времена живешь, не в языческие ли? <…> Беззаконие разливается по земле; царство врага распространяется, — Царство Твое (Господи. — М. В.) сокращается…»

«Пред наступлением великих праздников надо быть особенно внимательным к себе. Враг заранее старается охладить сердце к предмету празднуемого события… Тут он действует на нас или чрез атмосферу (дурную погоду.— М. В.), или чрез принятую внутрь пищу и питие, или чрез свои разжженные стрелы, с избытком бросаемые в сердце и сильно палящие всего человека, при этом чувствуются лукавые… и хульные помышления и (даже. — М. В.) сердечное отвращение к предмету торжества. Надо преодолевать врага понуждением себя на богомыслие и молитву».

О самом празднике он пишет: «Хорошо праздник проведешь, во славу Божию и во спасение души, если будешь упраздняться от страстей… и… упражняться… в добродетелях». «Хорошо проведешь праздник», «если возродишься, обновишься благодатию».

И наконец, еще: «В великие праздники враг и завистник наш диавол оскорбляет, опечаливает и повергает нас в крайнее уныние или болезнями телесными, удручающими и подавляющими дух, или своими духовными разжженными стрелами, или крайним безчувствием и холодностью. В скором времени сделается явным, что (это.— М, В.) враг в тебе коварствовал, а не… было (это.— М. В.)… естественное расположение духа».

Все это писано им с опыта.

В повестях о подвижниках пришлось читать, как в некотором монастыре одному святому старцу предложили чашу вина; он выпил. Предложили еще; и эту он выпил. Подали третью. А старец остановил и сказал: «Брат, не забудем, что есть диавол!»

И я знал в жизни одного монаха, который после святого причащения никуда не ходил, не говорил, не шел даже на трапезу, а затворялся в келии, храня святую благодать...

митрополит Вениамин (Федченков),
«От Рождества Богородицы до Сретения».


...Искушения могут быть великими, могут быть и малыми. В случае возникновения искушений нужно немедленно обращаться к Богу. «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф. 26,41). Просить помощи у Распятого Господа, не смотреть на то, что тебя искушает, только на Распятого Христа, иначе искушение может поколебать твое мужество. Нужно раскрыть свое сердце, тщательно проанализировать обстановку. Не вступай в пререкания с врагом, только повторяй слова Спасителя: «Отойди от меня, сатана» (Мф. 4, 20).

Кроме этого, как вспомогательное средство, полезно отвлекаться тяжелым трудом или увлекательным занятием.

Мелкие искушения могут быть опаснее больших, так как их мало боятся, думают, обойдется. К ним привыкают, и они в сознании принимаются как нечто входящее в норму поведения. С ними бороться трудно, потому что они не кажутся страшными. Но научиться бороться с ними необходимо — это будет закалкой в борьбе с большими искушениями. Искушения направлены на определенную цель, но не делай ничего в этом направлении из любви к Богу. Если злой дух поймет, что при всех искушениях мы обращаемся к Богу, то он перестанет мучить нас — ему просто надоест.

Укрепляй душу против искушений. В то время, когда нет нападений и искушений со стороны того греха, которому ты больше всего подвержен, упражняйся как можно энергичнее в противоположных ему добродетелях. Если представится случай, иди к нему навстречу, переходя в наступление. Таким образом ты лучше всего укрепишь себя против будущих искушений.

Обращайся к Богу, но не будь самоуверен, не бойся добрых дел, которые кажутся унизительными. Но и не предавай все твои трудности Богу, пытаясь справиться с ними с помощью Божией. Бог не поощряет ленивых, поэтому излишнее упование на Него близко ко греху.

Бог дает духовные радости для того, чтобы отвлечь человека от земных наслаждений и побудить его стремиться к духовной любви. Иногда Бог потом отнимает эти утешения, чтобы научить нас более твердому благочестию среди испытаний и искушений. Мы никогда не должны терять мужества, среди ночи должны ждать света. Надо надеяться в период трудностей и бояться в период благополучия — и в том, и в другом случае надо всегда смиряться.

Через веру в Иисуса Христа мы как бы облекаемся в заслуги Его, и наша духовная нищета прикрывается ими, так что мы спокойно обращаемся к Богу со своими молитвами: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3, 27).

Пища и еда утоляют наш голод только на короткое время, а Иисус Христос наш вечный Ходатай, поэтому вера в Него оправдывает верующего на все времена.

Следующая статья..»
№ 6 Июнь 2011
№ 7 Июль 2011
№ 8 Август 2011
№ 9 Сентябрь 2011
№ 10 Октябрь 2011
№ 11-12 Ноябрь-Декабрь
№ 10 Октябрь 2011
№ 9 Сентябрь 2011
№ 6 Июнь 2011

Яндекс.Метрика

 

© Раифский Богородицкий мужской монастырь, 2008-2014.  E-mail: raifa@raifa.ru
При перепечатке материалов просьба указывать первоисточник - сайт www.raifa.ru.