Раифский Богородицкий мужской монастырь Раифский Богородицкий мужской монастырь. Логотип.

№ 3 Март 2010 / Христианские уроки

«..Предыдущая статья Следующая статья..»

День особого поминовения усопших - Радоница

Версия для печати

Во вторник второй недели по Пасхе (в 2010-м году – 13 апреля по новому стилю), которая называется Фоминой неделей, Православная Церковь отмечает Радоницу — день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи.

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Само его название привилось от общеславянского языческого весеннего праздника с поминовением умерших, называвшегося Навьим днем, Могилками, Радаваницами или Тризнами. Этимологически слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», причем особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников — сразу после Светлой Пасхальной недели — как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную.

Радоницу, прежде всего, надо встречать с верой. Это день не простого посещения кладбищ, на которых похоронены ваши родные и близкие, это не просто посещение похороненного тела вашего близкого. Да, тело усопшего находится в могиле, но душа человека ведь в мире ином. Да, могила должна быть в порядке, прибранная и ухоженная, но гораздо важнее — поминовение усопшего в храме, на общей молитве о упокоении, на панихиде.

Надо твердо понимать, что в первую очередь в заботе и внимании нуждается не похороненное тело, но душа человека.

И в этот день светлой Пасхальной радости о воскресшем Господе нашем Иисусе Христе небеса отверзты для особой молитвы. В поминальной молитве нуждаются не только души своих родных и близких, но и души врагов, недоброжелателей, которые при жизни досаждали вам… Чем больше мы молимся о них — тем больше они о нас. И этим мы примиряемся с теми, кого уже нет среди нас.

539,97 Kb [900X548]

К числу тех ситуаций, когда священник сталкивается напрямую с народными суевериями и оккультной магией, в первую очередь можно отнести похороны усопшего. Священник, совершив отпевание, обычно заканчивает его проповедью, а затем объясняет, как правильно, по-православному проводить тело усопшего и предать его земле. Также напоминает о молитве и разъясняет значение 9-го и 40-го дня, дней памяти.

Но при этом многие священнослужители забывают, сколько суеверий нагромождено и хранится в народной памяти в отношении этих первых 40 дней. А помнить об этом необходимо, и не только в связи с тем, чтобы напоминать, что нужно делать, но и чтобы объяснять, чего делать нельзя.

К сожалению, охватить все суеверия невозможно, так как в разных местностях России сохраняется нечто свое, особенное. Приведу пример. Одна пожилая женщина, наставлявшая родственников усопшего (такие «знающие» часто бывают проводниками суеверий), спросила батюшку: «С какой стороны в могилу ставится «лесенка»?» Когда священник поинтересовался, о какой лестнице идет речь, она с торжествующим видом указала батюшке, что в могилу, когда гроб уже опущен, ставится «понарошку» маленькая лестница, по которой душа взбирается на небеса. Женщина эта приехала откуда-то с Тамбовщины или из Смоленской области. «Благодаря» ее усилиям наш местный арсенал мог пополниться новым суеверием, а может, кому-то она уже и успела его привить.

Время сейчас такое, что даже воцерковленному человеку кажется, что то или иное заблуждение имеет церковное происхождение. Есть даже такое поверье, которое гласит, что первые сорок дней душа живет в доме, в котором человек умер или где его помнят. И это, конечно, в корне противоречит учению Церкви, утверждающему, что душа после отпевания идет на мытарства и, пройдя их по молитвам церковным, попадает в чертоги небесные. Мытарства, по сути, и есть судебное расследование, где злые духи обличают душу, а часто и клевещут на нее. А защищает христианскую душу на этом судилище ее Ангел-хранитель.

Но если есть нераскаянный смертный грех, неверие, ненависть к кому-то, обида, то душа теряет благодатную защиту и становится добычей бесов. И, конечно, наша помощь душе усопшего на этом пути возможна и необходима. Молитвы родных и близких, молитвы Церкви ложатся на чашу спасения.

Поверье же о том, что душа будто бы 40 дней находится дома, наносит огромный вред усопшему. Ведь с этим суеверием и связан обычай ставить в красный угол стакан чая с блинами, а то и стакан водки. При этом произносят приглашение «откушать». Как видим, вместо усиленной молитвы, вместо чтения Псалтыри и канонов, вместо заупокойных литургии и панихиды в церкви перед нами пустой языческий обряд.

Меня удивил случай, когда после отпевания я увидел висящее на стене полотенце (оно символизирует присутствие души в доме). Как обычно, я стал объяснять православное учение о посмертной участи человека и о вреде данного суеверия. Когда я снял это полотенце со стены, полагая, что все объяснил доступно, две женщины, кстати, постоянные прихожанки наших храмов, тихо возмутились, сказав, что это — давно установленный церковный обычай, который им передали матери и бабушки.

Как видим, у нас происходит то же, что и во дни Христова пришествия в Палестине, когда предания мнимых старцев, то есть человеческие хотения и мнения, якобы освященные временем, встали на пути заповедей Божиих — учения Церкви, вдохновленного Духом Святым.

Добавлю еще, что с этим полотенцем связана и кульминация этого суеверия. На сороковой день устраивается некий «спектакль» — проводы души. Выбирают человека со сходными с умершим внешними и возрастными данными, опоясывают его этим полотенцем. И затем подходят к нему по очереди, кланяются до земли и просят прощения. Попрощавшись, дают ему в руки корзину со всякой снедью, а затем выпроваживают из дома. Часто присутствуют в этом обряде и церковные нотки. Например, при выходе из дома «усопшего» иногда сопровождают пением «Трисвятого». Но, повторяю, ничего церковного, православного в этом обряде нет, а только вредное суеверие.

Довольно странные ухищрения придумывают люди и для того, чтобы тело не «испортилось» прежде времени. Надо сказать, что время на нахождение тела в доме дается условно и для перестраховки в медицинских целях. Три дня — это достаточный срок для того, чтобы проявились все признаки необратимой смерти и началось тление. То есть они нужны для того, чтобы исключить опасность погребения человека, пребывающего в коме или летаргическом сне.

Но когда эти признаки наступают очень быстро в силу условий — жаркий климат, натоплен сильно дом и т.д., — то разрешается хоронить и раньше трех дней. В Палестине, как свидетельствует Писание, хоронили в тот же день, когда человек умер. В случае необходимости долгой транспортировки или ожидания близких необходимо бальзамировать тело. Между тем часто применяют неблаговидные ухищрения — например, подкладывают сырые яйца под щеки, накручивают медной проволокой палец, а то и вовсе странную вещь творят: кладут блин на лицо. Многие из этих методов кощунственны и нелепы.

Главное, что необходимо, — наставлять присутствующих при этом скорбном событии людей на молитвенный лад. Но нельзя при этом забывать, что люди, потерявшие родного человека, находятся в полушоковом состоянии, и делать им наставления нужно очень мягко, утешая надеждой и любовью. Еще лучше будет, если священник, как в старину, проводит усопшего до кладбища и сам предаст его земле. Тогда уж точно никто не будет кидать в могилу медяки и платки, чтобы усопший «забрал с собой слезы».

священник Виталий Размыслов,
http://www.rusvera.mrezha.ru/

Молитва за усопших

Молитва за усопших — это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной. Вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего — долг всякого православного христианина.

Но особенную помощь почившим оказывает поминовение в церкви. Каждый христианин должен провести этот день так. Прежде чем посетить кладбище, следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именами усопших сродников для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами). После Литургии нужно отслужить панихиду.

Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.

Очень полезно жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших. И только после этого можно ехать на кладбище к родным могилам. Прибрать могилки лучше накануне, а день Радоницы полностью посвятить общению с душами ушедших от нас близких.

«..Предыдущая статья Следующая статья..»
№ 9 Сентябрь 2011
№ 10 Октябрь 2011
№ 11-12 Ноябрь-Декабрь
№ 10 Октябрь 2011
№ 9 Сентябрь 2011
№ 5 Май 2011
№ 2 Февраль 2011
№ 8 Август 2010

Яндекс.Метрика

 

© Раифский Богородицкий мужской монастырь, 2008-2014.  E-mail: raifa@raifa.ru
При перепечатке материалов просьба указывать первоисточник - сайт www.raifa.ru.