Раифский Богородицкий мужской монастырь Раифский Богородицкий мужской монастырь. Логотип.

№ 5 Май 2011 / Христианские уроки

«..Предыдущая статья Следующая статья..»

Что такое крестный ход?

Версия для печати

Торжественное шествие

Что такое крестный ход? Крестный ход — торжественное совместное шествие священнослужителей и мирян с хоругвями, иконами и другими святынями к какому-либо месту.

Обычно он совершается после Божественной литургии и проходит с остановками-молебнами у храмов, часовен и особо чтимых мест, встречающихся на его пути. Велика помощь и значение крестного хода. Многие отцы Церкви подчеркивали эту важность и великую духовную силу. Святой Симеон Солунский вот как об этом пишет: «На путях и перекрестках творим молитвы для того, чтобы очистить все пути и распутия, оскверненные нашими грехами. Подъемлем из храмов священные иконы, износим честные кресты, а иногда, где есть, и священнейшие мощи святых для того, чтобы освятить и людей и все, что потребно им для жизни, — то есть домы, пути, воды, воздух и самую землю, как попираемую и оскверняемую стопами грешников. Все это для того, чтобы обитаемый град и вся страна соделались причастными Божественной благодати, отвергнув от себя все губительное и тлетворное; молимся, да будет милостив нам Тот, Кто воплотился для нас и принял зрак раба, Кого представляют Божественные иконы и образы святых Его, чисто жительствовавших на земле, Кто будучи Бог во плоти, ходил некогда для нас по земле и распялся для спасения нашего».

В воскресенье первого мая, в неделю Антипасхи в завершение Пасхальной недели, по главным улицам возрождающегося Свияжска прошел возглавляемый наместником Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря игуменом Силуаном Пасхальный крестный ход

Из истории крестных ходов

Начало крестных ходов восходит к ветхозаветной истории. Их прообразы совершали цари Давид и Соломон. В древнем Израиле, когда задумывалось какое-либо важное дело, для поспешения которого нужна была молитва всего народа, устраивались народные процессии с несением Ковчега Господня.

В новозаветной истории установителем крестных ходов был Сам Господь наш Иисус Христос. Вход Господень в Иерусалим — образец крестного хода, данный самим Господом, который торжественно вошел в город на крестные страдания в сопровождении народа и при всеобщих восклицаниях: «Осанна Сыну Давидову».

В состав христианских богослужений торжественные шествия с крестом во главе вошли еще в глубокой древности. Константин Великий (III-IV вв.) отправлялся на войну не иначе как в сопровождении священников, а перед сражениями совершал крестный ход. Император Юстиниан (V-VI вв.), зная чудодейственную силу крестных ходов, законодательно определил время и порядок совершения крестных ходов, отмечая особо его необходимость перед строительством храмов и монастырей, а также запретил совершать крестные ходы без епископов и священников.

В дальнейшем всякое выдающееся событие Церкви ознаменовывалось крестными ходами: основание и освящение храмов, перенесение мощей и церковных святынь, встреча народом и духовенством архипастырей и царей, торжественные и государственные празднества — всегда сопровождались общими молитвами с крестными ходами. Не только во дни радости, но и во дни скорби проводились крестные ходы... На Руси всегда любили крестные ходы, ценили их очистительную и молитвенную силу. Народная вера в скоропоспешение в помощи небесных заступников, чествуемых во время крестного хода, была безгранична.

Да и история Святой Руси буквально с первых дней своего рождения связана с крестным ходом: первым крещениям киевлян предшествовал торжественный крестный ход к месту крещения — реке Днепр.

Невидимой духовной нитью связали крестные ходы все века русской истории: крестным ходом торжественно переносили мощи первых русских святых — страстотерпцев Бориса и Глеба. Не раз Москва — сердце России была спасаема от нашествия иноплеменников и иноверцев покаянными крестными ходами. Например, с Владимирской иконой Божией Матери Москва обносилась в 1395 году во время нашествия Тамерлана и в 1480 году во время нашествия хана Ахмата.

Во время Великой Отечественной войны осажденный Ленинград крестным ходом обносили Казанской иконой Божией Матери.

К 2000-летию Рождества Христова через всю страну прошел многомесячный крестный ход.

Виды Крестных ходов

Крестные ходы бывают обыкновенные, поместные и чрезвычайные.

К обыкновенным относятся шествия вокруг храма в Пасхальную утреню и каждый день в Пасхальную неделю после литургии; в праздник Богоявления для освящения воды в водоеме.

Поместные ходы в честь местночтимых святых и великих событий церковной важности.

Так, например, во время Крестного хода — перенесения иконы из Казани в Раифскую пустынь — стали происходить чудесные исцеления немощных: слепым возвращалось зрение, беснующимся приходило очищение, а хромые получали исправление. Таким образом, эта икона с самого первого своего появления в Раифской пустыни получила славу Чудотворной. Прослышав об этом, жители города Свияжска попросили у Владыки дозволения, чтобы образ этот приносили бы и к ним. И вот с тех пор икона Грузинской Божией Матери 31 июля стала подниматься с места и к вечере приноситься в Свияжск. На другой день, после литургии в Богородицком монастыре, организовывали крестный ход на реку Щуку и обносили образ вокруг всего города. Затем жителям Свияжска дозволялось брать Чудотворную икону по домам, а с 6 по 21 августа ее торжественно проносили по окрестным селениям и возвращали в Раифский монастырь...

Чрезвычайные крестные ходы проводятся по разрешению епархиального начальства в особо важных случаях церковной жизни. Также может быть разрешен чрезвычайный крестный ход во время голода, засух, болезней, войн.

Структура крестного хода

Впереди крестного хода несут фонарь — символ Божественного света, разрывающего мрак греховности.

За фонарем несут запрестольный образ Божией Матери и запрестольный крест. Далее двумя рядами попарно идут хоругвеносцы и свеченосцы со свечами в больших церковных подсвечниках, диаконы со свечами и кадильницами, а за ними священники. Священники несут святые иконы, напрестольные кресты. Последняя пара священников несет Евангелие, а тот, что идет справа — крест.

За священниками шествует архипастырь, сопровождаемый иподиаконами с символами епископской власти — дикирием и трикирием. Далее следуют хор и миряне.

«..Предыдущая статья Следующая статья..»
№ 9 Сентябрь 2011
№ 10 Октябрь 2011
№ 11-12 Ноябрь-Декабрь
№ 10 Октябрь 2011
№ 9 Сентябрь 2011
№ 5 Май 2011
№ 2 Февраль 2011
№ 8 Август 2010

Яндекс.Метрика

 

© Раифский Богородицкий мужской монастырь, 2008-2014.  E-mail: raifa@raifa.ru
При перепечатке материалов просьба указывать первоисточник - сайт www.raifa.ru.