Раифский Богородицкий мужской монастырь Раифский Богородицкий мужской монастырь. Логотип.

№ 9 Сентябрь 2011 / Христианские уроки

Следующая статья..»

Мир стоит и живет добром

Версия для печати

Как хотите, чтобы с вами поступали, так и вы поступайте...

 
Разговор о добре может оказаться полезным для многих из нас. Для злых по обстоятельствам — потому что они могут увидеть, что злыми им быть вовсе не нравится, и что в них больше добра, чем зла. Злые по убеждению — могут понять, что их оружие против мира сего — немудрое и коварное. Победа кажущаяся, а проигрыш, в виде растущей внутренней тьмы — реальный. Для людей добрых по природе – возможность увидеть источник своего добра и наполниться благодарностью к Нему. Для тех, кому кажется, что он добр — увидеть правду о себе и научиться настоящему добру. Для тех, кто знает, что добра в нем немного — захотеть умножить.

Ведь время для добрых дел ограничено краткостью жизни, и способностью сердца черстветь под влиянием зла мира: «Ходите в свете, пока есть свет». С пустыми руками прийти не то что к концу жизни, к концу дня — тоскливо. А уйти из этой жизни с холодным, равнодушным сердцем, не полюбившим добро — это залог вечной смерти.

Единственно, чем может быть богата жизнь — добром. Сблизить людей может только общая часть – то, что от Бога. Выявляя добро, мы окунаемся в вечность, творя новую жизнь. Как только мною овладела страсть, так в мир через мое сердце вошло зло.

Апостол Павел очень хорошо знает природу человека, говоря: «Знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но того чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которое не хочу, делаю» (Рим.7:18-19).

Но пусть с Божьей помощью сбудутся в нашем стремлении научиться добру другие слова апостола: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил.4:13).

Как-то в старших классах еще советской школы учительница спросила нас: «Как вы думаете, есть ли разница между добрым человеком и добреньким?». Тогда в классе разгорелся целый диспут по этому поводу. Понимание о доброте, несмотря на общественный строй, у школьников было совершенно верным — добренькие лишь хотят быть добрыми, и что мир стоит и живет добром. Вот и сегодня наш разговор о доброте — с иереем Константиным Исаковым, настоятелем храма Иоанна Богослова подворья Раифского монастыря.

Престольный праздник. Большие Ключи, 1999 г.

— Отец Константин, хотелось бы сегодня с вами поговорить о доброте и любви друг к другу, в которой мы все нуждаемся и так рады, когда она встречается в жизни. Почему с вами? Потому что о приходе и прихожанах Большеключинского храма говорят именно так...

— Может быть, потому, что наш храм освящен в честь Иоанна Богослова, любимого ученика Иисуса Христа?(Улыбается). Который и сказал, что Бог есть Любовь. Еще святые отцы говорили, что надо любить грешника, а ненавидеть грех. То есть, если в человеке, который приходит в храм, мы будем видеть грешника, значит, тем самым станем осуждать его. Поэтому и стараемся довести до каждого прихожанина, что любой человек есть подобие Божие.

И относиться надо к каждому с любовью, даже если тот пришел в храм впервые и многого не знает: как, когда и кому свечки ставить, в какой одежде приходить и так далее. Быть более дружелюбными.

— К сожалению, сегодня и среди православных зачастую нет взаимопонимания. Почему?

— «Разделяй и властвуй» — есть такой древний принцип. Сегодня он как-то особенно «виден». СМИ, телевидение — все направлено на то, чтобы людей развратить. Человеческую гордыню, тешущую лишь самое себя, возвеличивают. В таком мире живут нынешние люди. В том числе и православные. От этого и разногласия... Слабость человеческая... Еще древние римляне использовали лозунг для управления народом: «Хлеба и зрелищ!» Это тупиковый путь. Кто видит это сейчас, старается держаться в стороне... Но как трудно удержаться от соблазнов: и какое тут думать о ближнем, о какой любви и сострадании вообще речь? А как же я сам?! Почему это я должен остаться без развлечений, без безмятежного отдыха и, скажем, алкоголя, когда все этим пользуются?

— Как в сказке «Морозко» Марфуша Деду Морозу заявляла: «Хочу, хочу, хочу!»

— По этому поводу хочется вспомнить цитату из послания святого апостола Павла, «где умножится грех, там преизобилует благодать» (ср.: Рим. 5: 20). А ведь проповедовали они вообще в языческом античном мире, где совершались жертвоприношения, были культ Артемиды, Венеры, Бахуса... Для апостолов было это, наверное, верх смирения, ведь надо же было умаливать себя до того, чтобы объяснить основы веры язычникам — это был подвиг. И та малая община, которую он основал, превратилась в Церковь...

Так и в нынешнем современном мире... И есть надежда, что большинство людей все-таки вернется к своим корням, своим истокам. Через доброту, через любовь... И терпеливо нести свой крест на том месте, на которое поставил его Господь...

— А где найти силы при таком сопротивлении мира?

— Конечно же, в молитве. К Господу, к святым угодникам, которые в своей жизни земной угодили Богу и являются сейчас нашими ходатаями перед Ним.

Вот и евангелист Иоанн Богослов, в честь которого освящен наш храм. Благодаря его ходатайствам перед Спасителем нашим Иисусом Христом, и наш храм в последнее время преображается... Ну и как иначе — ведь столько десятилетий стоял в запустении.

Мы еще долго беседовали и рассуждали на тему добра и доброты. И этот разговор был вновь похож на тот школьный диспут о добрых и добреньких. Только уже на ступенях духовности. Отец Константин часто ссылался на послания апостола Павла, в которых, как он утверждает, есть все ответы на вопросы нашей современной жизни.

Ольга Крестинина


Архимандрит Рафаил (Карелин)Книги архимандрита Рафаила (Карелина) стали незаурядным явлением в современной православной литературе. В них разрешаются недоумения, с которыми человек сталкивается вне церкви и в самой церкви, исследуются пути, ведущие к Богу или уводящие от него, ставится диагноз современному миру и человеку и даются способы врачевания духовных недугов. Его книги «В аду на земле», «В поисках истины», «Векторы духовности», «Падение гордых», «Тайна спасения» и другие в наше время осатанелого соблазна учат искусству жить, которое заключается в умении умирать для греха.

Братия и сестры! Сегодня Церковь празднует память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова — Апостола Любви. Он написал Евангелие, три соборных послания и книгу, называемую «Откровение», или «Апокалипсис».

Св. Василий Великий так сказал об этой книге: «Сколько в ней слов, столько и тайн!»

Но и вообще все, что написал Иоанн Богослов, имеет высокий таинственный смысл. Например, в одном из посланий своих он пишет: Старец — избранной госпоже... Я весьма обрадовался, что нашел из детей твоих, ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца (2 Ин. 1, 1, 4). Что значат эти слова? Ведь он пишет не какому-то единственному лицу, послание называется соборным. Старец — это он, апостол. По-гречески старец — пресвитер. Избранная Госпожа — это Церковь, которую Господь избрал из всех народов мира. Дети ее — христиане, «ходят в истине» — значит, исповедуют истинную веру и жизнь их согласна с Евангельским учением. Но наша жизнь, братия и сестры, почти никогда не согласуется с Евангелием. В том-то и страшная тайна, что когда мы не ходим в истине, мы перестаем быть сынами Церкви, тогда мы духовно, мистически чужды ей, хотя бы мы молились и пребывали в храмах.

В другом месте Иоанн Богослов говорит: Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его. Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца (1 Ин. 2, 12-13).

Что значат эти слова? Здесь говорится о различном духовном возрасте христиан. Дети — те, кто только что принял крещение; они получили прощение всех своих и прародительских грехов. Отроки — это те, кто только вступил на путь христианской жизни и ходит в благодати Божией. Они познали Бога как милостивого Отца. Поэтому духовный путь у нас всегда радостен и легок сначала. Но затем Апостол пишет о юношах, которые победили лукавого. За периодом отрочества — следующий духовный возраст, когда мы должны бороться со злом, грехом и со своими страстями, когда мы должны идти дорогой подвига. Нередко некоторые недоумевают: «Я имел вначале благодать, а потом как будто потерял ее!» Что это значит? Значит, что он перешел в другой духовный возраст.

Отрок был не способен к борьбе, и благодать явственно хранила его, как мать своего ребенка, а теперь настала юность, и человек должен показать себя воином Христа Спасителя: благодать с ним, но как бы сокрыта от него. Здесь же Апостол говорит об отцах, которые познали Сущего от начала. Это о тех преуспевающих христианах, о той степени святости, когда христианин становится уже наставником и отцом, он познал от века Сущего, то есть благодать Божия просвещает ум и сердце его и дает ему дары мудрости, любви и духовного познания..

Братия и сестры! Евангелие Иоанна Богослова, в отличие от первых трех Евангелий, названо «духовным Евангелием». В нем Апостол открыл нам великую тайну, что Бог есть — Любовь! Сам в своей жизни он свидетельствовал об этом.

В Житии Иоанна Богослова рассказывается, как во время проповеди он обратил внимание на одного юношу, прекрасного лицом и душою, который не отходил от него как самый преданный ему ученик. Отправляясь для проповеди в другое место, Апостол передал этого юношу епископу города, а когда возвратился, то спросил у него: «Где сокровище, которое я передал тебе?» Епископ, не поняв вопроса, сказал, что никакого сокровища для хранения он не получал. Иоанн назвал имя юноши. Епископ с грустью сказал: «Он умер. Умер душой. Он стал разбойником!»

Оказалось, что юноша стал атаманом разбойников и наводил ужас на окрестных жителей. Тогда Иоанн отправился в то место, где находились разбойники. Они схватили Апостола, привели к его бывшему ученику, который стоял с ножом в руках. Увидев своего наставника, он бросил нож. В нем проснулась совесть, он не мог смотреть в глаза старцу и бросился бежать. Иоанн поспешил за ним со словами: «Сын мой, зачем ты мучаешь своего отца! Остановись, покайся, я умолю Бога о прощении всех грехов твоих!» Юноша пал Апостолу в ноги и с той поры стал христианином-подвижником.

Братия и сестры! В конце своей жизни Иоанн Богослов был так слаб, что его носили в храм на руках. И здесь он уже не мог проповедовать людям, как прежде, Евангельское учение, а только лишь повторял: «Детки! Любите друг друга!» Его спрашивали: «Почему ты повторяешь одни и те же слова?» И он отвечал: «Потому что в этой заповеди заключено Евангелие. Кто исполнит ее, тот будет спасен!»

Следующая статья..»
№ 6 Июнь 2011
№ 7 Июль 2011
№ 8 Август 2011
№ 9 Сентябрь 2011
Мир стоит и живет добром
№ 10 Октябрь 2011
№ 11-12 Ноябрь-Декабрь
№ 10 Октябрь 2011
№ 9 Сентябрь 2011
№ 6 Июнь 2011

Яндекс.Метрика

 

© Раифский Богородицкий мужской монастырь, 2008-2014.  E-mail: raifa@raifa.ru
При перепечатке материалов просьба указывать первоисточник - сайт www.raifa.ru.