Раифский Богородицкий мужской монастырь Раифский Богородицкий мужской монастырь. Логотип.

№ 3 Март 2005 г. / Христианские уроки

Следующая статья..»

Таинство святого причащения и его значение для спасения души

Версия для печати

Великий пост

Таинство Причащения в Православной Церкви обязательно предваряется другим таинством: таинством Покаяния во время исповеди, которое совершается после серьезной предварительной подготовки исповедника.

Все особенности таинства Причащения  ярко проявляются в Святой Православной Церкви Христовой, которая одна из всех христианских Церквей, полностью сохранила завет нашего Спасителя Иисуса Христа о Причащении и с наибольшим благоговением и страхом Божиим исполняет это таинство. Оно будет совершаться до скончания веков за Божественной Литургией, во время которой хлеб и вино, силой и действием Святого Духа пресуществляются в истинное Тело и в истинную Кровь Христовы. Сам Иисус Христос показал Своим ученикам благодарность Отцу Небесному во время Тайной вечери, поэтому таинство Причащения называется по-гречески «ЕВХАРИСТИЕЙ», что означает «БЛАГОДАРЕНИЕ».

 

ТАИНСТВО Святого Причащения имеет особое значение, выделяющее его среди других таинств.

ЭТО ТАИНСТВО установлено Самим Иисусом Христом как необходимое условие постоянного пребывания с Ним верующего человека.

ЭТО ТАИНСТВО совершается с младенческого возраста, от крещения и до смерти, сопровождая и охраняя христианина от всяких бед во время всей его жизни на земле.

ЭТО ТАИНСТВО может совершаться неограниченное число раз.

Первые христиане причащались ежедневно, поскольку каждый день для них мог оказаться последним.

В настоящее время Православная Церковь рекомендует верным чадам её причащаться ежемесячно, по крайней мере, в каждый из постов, а в ВЕЛИКИЙ ПОСТ — ДВАЖДЫ.

Впервые таинство Причащения было совершено Самим Иисусом Христом во время Тайной Вечери накануне Своих страданий и смерти. Он, взяв хлеб и благодарив Бога Отца за все милости к роду человеческому: «Благословен Ты, Господи Боже наш Царь вселенной, выводящий хлеб из земли», преломил и подал ученикам со словами, вошедшими впоследствии в чин Святой литургии: «Приимите ядите сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов». Также взяв чашу и благодарив, подал им, говоря: «Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Нового Завета, еже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов». Христос заповедал совершать таинство Причащения всегда: «Сие творите в Мое воспоминание».

Слова, произнесенные Иисусом Христом и повторяемые ныне каждым священником, совершающим Литургию, раскрывают глубокий смысл таинства Причащения. Это таинство освобождает причастника от совершенных им грехов. Это таинство позволяет обычному человеку получить благодать Божию через принятие Тела и Крови Христовой. Но так как прощение грехов — это путь к спасению, то и таинство Причащения — это важнейшее событие в жизни христианина на пути спасения. Но значит ли это, что любой человек без должного приготовления, придя к Святой Чаше, получит оставление грехов? Конечно, нет.

На исповеди. Фото Дмитрия Катаргина

Святые отцы предупреждали о том, что тот, кто принимает величайшую святыню: Тело и Кровь Христовы «не рассуждая Тела и крови (молитва св. Василия Великого), тот суд себе яст и пиет». Поэтому традиция Православной церкви, требующая обязательного покаяния и исповеди, и рекомендующая предварительное говение с размышлением о своих грехах в течение нескольких дней, способствует полному осознанию причащающимся глубины и важности таинства, к которому он приступает. Покаяние должно быть не формальным, но искренним, от самой глубины сердца. Грехи нужно оплакивать, под плачем прежде всего понимается духовный плач — плач о грехах, о своем несовершенстве и недостоинстве, об удалении через грехи от Царствия Божия. И если плач искренен, то через Причастие придет утешение, ибо Господь сказал: «Блажени плачущии — яко тии утешатся».

Причастие неизмеримо выше принятия в свой дом самого дорогого гостя. И если мы стараемся для земного друга, отмывая и принаряжая дом свой, то как очиститься и приукраситься мы должны идя к Божественной Трапезе! Ведь мы готовимся принять Бессмертного Царя в храм нашей души! Приходилось много раз слышать, что прихожанин со всем тщанием приготовившийся к причастию и исповедовавшийся до начала Литургии, затем во время всего Богослужения испытывает глубокое волнение, в котором сочетается некоторый страх (достаточно ли подготовился?) и радость предвкушения принятия Божественных Святых Таин.

Любимого человека мы хотим видеть как можно чаще в своем доме. Разве не так же мы должны поступать с Великим и Бессмертным Сыном Божиим? И если удастся это, если мы преодолеем свою лень духовную и телесную, откажемся от мирских забот и будем часто не только приходить в храм Божий, но и с дерзновением и страхом Божиим, очистив душу покаянием, приступать к Божественной Трапезе, то мы получим величайшую награду и венец всех трудов и усилий.

Если мы хотим достигнуть Вечной Жизни, то необходимо чаще приступать к Чаше Жизни. Иисус Христос сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет Жизнь Вечную, и Я воскрешу его в последний день». (Ин. 6,54). Святой Иоанн Златоуст писал, что таинство Причащения делает для нас «землю небом», то есть и сейчас, в земной жизни, мы можем испытать блаженство небесное. Всякий раз, когда мы приступаем к Чаше, мы совершаем Пасху, Чаша эта служит «предметом благоговения для ангелов, предметом ужаса для бесов, предметом почитания для людей, предметом любви для Бога» (св. Иоанн Златоуст).

Святые отцы, как, например святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Варсонофий Великий, преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский, Святитель Иннокентий, митрополит Московский, и многие другие поучали о необходимости частого Причащения для спасения души. В молитве Господней мы ежедневно просим «хлеба насущного». Господь дает нам возможность принять его, но всегда ли мы спешим сделать это?

Святитель Иннокентий, митрополит Московский, писал: «Бога ради, имейте желание приобщаться святых Таин. Тело и Кровь Христовы есть истинное врачевание от всех недугов и болезней…. Не обленитесь приступать к Чаше жизни, бессмертия, любви и Святыни; но приступайте со страхом Божиим и верою. А тот кто не хочет и не радит этого, тот не любит Иисуса Христа, тот не получит Духа Святого и, следовательно, не войдет в Царство Небесное».

Приходские священники знают много случаев, когда больной, причастившись, получал заметное облегчение в своей болезни, а в ряде случаев и полное исцеление. Один из примеров в моей практике: в Светлую Седмицу несколько лет тому назад в интернате для инвалидов и престарелых (с. Гари Зеленодольского района) причащалась умирающая (по мнению врача) старушка Екатерина Семеновна. Она не могла даже поднять голову и чуть слышно, а то и только глазами подтверждала слова «грешна» во время исповеди. На следующий день после Причащения она встала и даже выходила из комнаты. Прожила потом около двух лет. Так спасает Причащение от недугов телесных. Насколько же важнее исцеление от недугов душевных!

Господь не желает нашей погибели и зовет за каждой литургией: «Пийте от нея вси! Совершайте это в Мое воспоминание». Этот призыв — призыв к спасению!

  Игумен Филарет  

Следующая статья..»
№ 6 Июнь 2011
№ 7 Июль 2011
№ 8 Август 2011
№ 9 Сентябрь 2011
№ 10 Октябрь 2011
№ 11-12 Ноябрь-Декабрь
№ 10 Октябрь 2011
№ 9 Сентябрь 2011
№ 6 Июнь 2011

Яндекс.Метрика

 

© Раифский Богородицкий мужской монастырь, 2008-2014.  E-mail: raifa@raifa.ru
При перепечатке материалов просьба указывать первоисточник - сайт www.raifa.ru.