Раифский Богородицкий мужской монастырь Раифский Богородицкий мужской монастырь. Логотип.

№ Сентябрь 2005 / Христианские уроки

«..Предыдущая статья Следующая статья..»

Надежда

Версия для печати

Надежда — это одна из трех важнейших добродетелей: ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ, данных людям Богом. Она включает в себя стремление к счастью, данное Богом каждому человеку, и ожидание вечного блаженства в будущем, она поддерживает мысли и действия, основанные на заповедях Божьих, она защищает от уныния и сомнений, от отчаяния при болезни или старческом одиночестве.

Надежда — это доверчивое ожидание Божьего благословения и в ней также есть боязнь оскорбить любовь Божью и тем заслужить наказание. Господь призывает к себе каждого, но без Его помощи самостоятельно, только своими силами человек не может полностью отдаться Ему. Высшая степень надежды — упование, упование на Господа.

Надежда была присуща людям с глубокой древности. Читая Ветхий Завет, мы видим, что Бог никогда не оставлял человека без надежды. Грехопадение Адама и Евы привело к изгнанию их из рая, но Господь не проклял их. Он послал их на землю, где в трудах они будут находить себе пропитание: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят». (Быт. 3, 19). И женщина в муках будет родить детей. Это наказание за грех, но в то же время и слова, дающие надежду. «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». (Быт. 3, 15). Значит, Адам и Ева будут иметь потомство и, более того, Господь дает надежду на то, что люди смогут побеждать зло потому, что семя будет поражать змея в голову.

Земля наполнялась людьми, Бог давал им все необходимое для их существования, но вместо благодарности к Создателю, «мысли и помышления сердца их были зло во всякое время. И раскаялся Господь, что создал человека…И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил» (Быт.5 – 7). Но и на этот раз Бог оставил надежду человечеству. Он избрал Ноя и семейство его для создания нового племени людей. И снова люди расселялись по земле по завету Божию: «Плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь на земле, и умножайтесь на ней» (Быт. 9, 7). И снова появились люди, несущие зло другим. Но теперь Господь решил не уничтожать людей, а выбрать среди них наиболее достойных Его любви и сделать их примером остальным.

«И сказал Господь Аврааму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из земли отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе. И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое; и будешь ты в благословение» (Быт 12, 1-2). Авраам «сверх надежды поверил с надеждой, через что сделался отцом многих народов» (Рим. 4, 18). Авраам бросил тучные пастбища, много имущества и ушел в неведомую землю, движимой великой верой в Бога и надеждой на благословенное будущее людей. Так появился избранный народ Божий, уповающий на Его покровительство.

Древний Израиль понимал, что во многих случаях верность Господу требует жертвы и на эту жертву нужно идти без колебаний. Жертвоприношение Исаака исходит из обетования Всевышнего. Авраам знал, что Господь благословил его, «сделаю потомство твое как песок земный» (Быт. 13, 16) и без колебания идет к жертвеннику с Исааком. Однако в дальнейшей истории еврейского народа было много случаев, когда суеверие и беззаконие овладевали сердцами многих людей.

Надежда израильского народа основана на его избранности: «Только вас признал Я из всех племен земли, потому и взыщу с вас за все беззакония ваши» (Амос 3, 2). То есть избранность означает не только покровительство, но и требовательность. Устами пророков Господь предупреждает о наказаниях за грехи. «И рассею тебя по народам, и развею тебя по землям, и положу конец мерзостям твоим среди тебя» (Иезекииль 22, 15). Но народ не терял надежду на спасение, если он осудит свои грехи. К этому призывает Господь. «Вспомните о злых путях ваших и недобрых делах ваших и почувствуйте отвращение к самим себе». Господь не покидает избранный народ. «Так говорит Господь Бог: в тот день, когда очищу вас от всех беззаконий ваших и населю города…и в том явлю милость Мою дому Израилеву, умножу их людьми, как стадо» (Иез.36, 31;33;37). Через пророков Бог воспитывает Свой народ в уповании спасения, в ожидании Нового и Вечного Завета, предназначенного всем народам (Исаия 2, 2-4). Пророки предсказывают, что народ Божий будет спасен от греха искуплением его, и спасение будет распространяться на все народы (Ис. 49, 5-6;53, 11).

Еврейский народ пережил вавилонское и египетское пленение, нашествия иноплеменников. Неверность избранного народа не привела к отказу Бога от него, но привела к замедлению спасения. Характерно то, что надежда на Господа, надежда на спасение и процветание в будущем, была надеждой всего народа, а не отдельно взятых людей. История показала, что эта надежда помогла сохраниться еврейскому народу, единственному из древних народов, сохранила веру и обычаи.

Христианская надежда продолжает надежду избранного народа. Она открывается заповедями Блаженства, выражается в молитвах и особенно в основной из них «Отче наш», где испрашивается все то, что мы желаем и надеемся получить.

Заповеди Блаженства возносят нашу надежду к небесам, как к новой земле обетованной. Они излагают любовь Иисуса Христа к людям и дают надежду верным на избавление от страданий и награду в жизни вечной. Они показывают путь христианину, по которому, не страшась трудностей, он должен идти. Быть уверенным в том, что для Бога нет ничего невозможного. «Будем держаться исповедания упования неуклонно; ибо верен Обещающий».. (Евр. 10, 23). Нужно надеяться, руководствуясь любовью к Богу и исполнением Его воли. Переносить тяготы обстоятельств, помня, что «претерпевший же до конца спасется» (Мф. 10, 22). Как писал Ф.Достоевский, «мы все и за всё виноваты». Поэтому нельзя быть равнодушным, нужно надеяться и действовать. «Да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения» (1 Фес. 5, 8). И в исполнении надежды получить награду Божия за дела милосердия, совершенные с помощью благодати Христовой.

Раифа. Софийская церковь.Церковь высокая, но имеет настолько малую площадь храмовой части, что в ней могут разместиться только 7 человек. В данное время церковь, освященная в честь мцц.Веры, Надежды, Любови и матери их Софии требует реставрации... Фото иеродиакона Иоанна

В истории России было много взлетов и падений. И каждый раз Господь посылал праведника, который своим убеждением и волей, основанной на вере, воодушевлял народ на возрождение страны. Началось это с равноапостольного князя Владимира, который крестил Русь и тем самым создал из мелких родов и княжеств христианское государство. Оно быстро набирало силы, было признано западными державами, и это породило добрую надежду у славянского народа, доселе разобщенного. Но наступило время кровавых междоусобиц, забвения заповедей Божьих, государство слабело и в конце концов упало к ногам Батыя как подгнивший плод. Киевская Русь погибла, люди переселились на север, где, смешавшись с местным населением, усвоили многие языческие обычаи. Упадок православия привел к упадку государственности, возникло много мелких, враждовавших между собой княжеств. Наступили столетия татаро-монгольского ига.

В это время, когда народ потерял надежду, когда казалось, что погибла Русь, Господь послал великого подвижника преподобного Сергия Радонежского. Он создал обитель, вокруг которой стали собираться честные и деятельные русские патриоты, ревнители православия. Они, расходясь по необъятным просторам России, строили новые монастыри, укрепляли веру и нравственность. Вместе с московским митрополитом Алексием, Сергий много сделал и для укрепления государства, умиротворив мятежных князей. Он вдохновил князя Дмитрия на Куликовскую битву, которая подняла дух русского народа, дала ему уверенную надежду на освобождение от гнета. Деятельность преподобного Сергия Радонежского есть собирание духовных сил земли Русской, и с его именем мы связываем возрождение православия на Руси.

В смутное время начала XVII века, в годы отчаяния и скорби, смело поднял голос патриарх Гермоген и снова, покровительством Небесной Владычицы Богородицы, были изгнаны враги, и было заложено начало нового государства династии Романовых.

Можно вспомнить наполеоновское нашествие и иные тяжелые времена вплоть до Великой Отечественной войны. На всем этом пути несли слово Божье, укрепляли колеблющихся и поддерживали надежду народа русские святые Нил Сорский, Паисий Величковский, старцы Оптиной пустыни, преп. Серафим Саровский, митрополит Филарет, патриарх Тихон и ряд других. Поэтому Россия не погибла и не погибла надежда народа на исполнение пророчества преп. Серафима о грядущей славе нашей страны.

Настоящее время, говорит Господь, — это время Духа и свидетельства (Деян. 1, 8), но это еще время нужды (1 Кор. 7, 26) и испытания злом (Еф. 5, 16), которое не щадит церковь (1 Петр. 4, 17). Это время, начинающее испытания последних дней (1 Ин. 2, 18). Это время бодрствования, надежды и ожидания (Мф. 15, 1-13). Думая о Страшном Суде, нужно начать покаяние, чтобы встретить Господа, Который придет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших (2 Фес.1, 10). Во внутреннем раскаянии должно содержаться желание и решение изменить свою жизнь с надеждой на милосердие Бога.

Надежда на новые небеса и новую землю, где будет обитать справедливость, укрепляется Евхаристией (2 Петр. 3, 13), участвуя в которой, мы предваряем будущее, когда будем жить вечно во Иисусе Христе. Христос непрестанно поддерживает Свою Святую Церковь, общину веры, надежды и любви здесь на земле, через которую Он изливает для всех истину и благодать.

Сейчас после времени пророков прошло около 3000 лет, но по отношению к Богу люди мало изменились. И сейчас для большинства на первом месте стоит забота о себе, своем благоденствии, здоровье, развлечениях, вплоть до необузданной роскоши и излишеств.

И если не было в последних столетиях таких пророков как Амос, Исаия, Иеремия, Иезекииль, то были праведники, которые так же, как и древние пророки, предупреждали народ. Достаточно только вспомнить преподобного Серафима Саровского и св. Иоанна Кронштадтского.

Бог дал свободу воли человеку, но деятельность человека оценивается Богом, и по заслугам может быть или награда или наказание. Поэтому, только соблюдая заповеди Божии, мы можем надеяться на вечное спасение. Но есть люди, отвергающие законы Бога, и они тоже надеются, надеются на то, что вечной жизни нет: умрешь, сгниешь и всё — пустота; надеются на то, что до смерти еще далеко. Таким образом, и у христиан, и у безбожников надежда есть. Только у одних на пустоту, а у христиан твердое упование, основанное на Евангелии. «Жизнь сущая и истинная есть Отец, Который через Сына и Духа Святого изливает на всех дары небесные. Благодаря Его милосердию и мы, люди, получили незыблемое обетование жизни вечной» (Св. Кирилл Иерусалимский).

Уповая на Бога, соблюдая правила христианской жизни, верные надеются стать жителями нового мира, войти в «святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенную для мужа своего» (Откр. 21, 2). Для этого нужно взять крест свой и следовать за Иисусом Христом (Мк.8, 34), Который, воскресший и победивший ад, призывает нас идти без страха, взяв весь крест жизни своей, ибо Он все испытал на земле и весь путь прошел, и поэтому как Пастырь Добрый поведет нас к спасению.

Игумен Филарет
(Златоустов),
насельник Раифского монастыря

«..Предыдущая статья Следующая статья..»
№ 9 Сентябрь 2011
№ 10 Октябрь 2011
№ 11-12 Ноябрь-Декабрь
№ 10 Октябрь 2011
№ 9 Сентябрь 2011
№ 5 Май 2011
№ 2 Февраль 2011
№ 8 Август 2010

Яндекс.Метрика

 

© Раифский Богородицкий мужской монастырь, 2008-2014.  E-mail: raifa@raifa.ru
При перепечатке материалов просьба указывать первоисточник - сайт www.raifa.ru.