Раифский Богородицкий мужской монастырь Раифский Богородицкий мужской монастырь. Логотип.

№ 10 Ноябрь 2005 / Христианские уроки

Следующая статья..»

Любовь

Версия для печати

Один из иудейских законников спросил Иисуса Христа, какая самая важная заповедь в законе. Иисус сказал ему: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя». (Мф. 22,37-39).

Важнейшим примером любви для нас является любовь Отца к Своему творению, отдавшего Сына на искупление грехов человечества и Любовь Сына к людям, осветившего божественным Светом греховный мир и показавшего путь к спасению и вечной жизни.

Бог есть любовь (1 Ин.4, 8; 16). Его любовь это первый дар людям, через который раскрываются все стороны Его благодати. Она входит в наши сердца ниспосланным нам Святым Духом. (Рим.5, 5). Начало любви Бога к людям — это сотворение человека и установление Отцовства. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его: мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1, 27-28). «Ключ любви открыла длань Его, чтобы произвести тварей» (Фома Аквинский). Мир был сотворен как сообщение доброты Бога «чтобы усыновить нас Себе через Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей» (Еф. 1, 5-6). Сотворив Вселенную и наполнив ее жизнью, Бог, распространил Свою любовь на все. «И увидел Бог всё, что Он создал, и вот хорошо весьма» (Быт. 1, 31).: Мы, видя чудеса и гармонию в творении Господа, восклицаем вместе с псалмопевцем: «Благ Господь во всем, и щедроты на всех делах Его» (Пс.144, 9). Любовь Бога распространяется на всё Его творение, на все мироздание, так, например, планеты вращаются вокруг солнца, но не разлетаются в пространство, так же определено положение солнечной системы в Галактике и т.д. Закон всемирного тяготения — закон любви на языке физики.

Бог ожидает благодарности от Его Творений: «Господь любит праведников, а путь грешников погубит» (Пс.145, 8-9). Но Господь, наказывая людей, оставляет им возможность исправления, Он хочет видеть на земле мир и любовь и наказаниями воспитывает людей. Он справедлив и верен; Он не может бросить Свое Творение. «Нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Мф. 18, 14). Тем не менее, глубина и обширность греха вызывают негодование Господа. Сильнейшим наказанием был всемирный потоп, когда в живых осталось только семейство Ноя и взятые им на борт ковчега животные. После этого, когда был избран народ для служения Богу и заключен с ним Завет, Бог обещал не губить человечество, и действительно, до наших дней глобальных катастроф не было. Наказывались отдельные люди, семейства, даже целые города как, например, Содом и Гоморра в библейские времена и ближе к нашему времени, незадолго до пришествия в мир Иисуса Христа, Геркуланум и Помпея, жители которых своим нечестием, не внявшие предупреждениям праведников, заслужили гнев Господа. Но Господь не оставляет надежды исправить человечество. «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за наши грехи» (1 Ин.,10). Больше того, «Бог доказал Свою любовь тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5, 8).

Первым проявлением любви Иисуса Христа к людям было само Рождество Его в убогой пещере, а не в царском дворце. Этим Он показал, что любой бедный, больной или униженный человек для него близок и может без смущения быть около Него, внимать Его мудрости и испытывать Его доброту. Рождество — первый день пребывания Христа в человеческом образе на земле, а последний день — на Голгофе ознаменовался величайшей любовью к людям. Ведь Он Сам сказал, что «нет большей той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). И весь промежуток времени между этими днями был наполнен служением людям. Он, имея человеческое естество, как и мы, нуждался в пище и питье, ему был нужен ночлег и укрытие от непогоды, иметь одежду и обувь, однако это не заботило Его, у Него и дома-то своего не было. Но была главная цель земного пребывания: научить людей любить друг друга, прощать обидчикам и даже молиться за врагов. Своим учением Иисус Христос открывает человеку самого себя и показывает ему его наивысшее призвание, ибо образ Божий присутствует в каждом человеке.

Укором для нас, неустанно заботящимся о своем материальном благополучии, служит непрерывная забота Христа о людях, несущая им исцеления в этой жизни и упование на жизнь вечную.

Любовь Христа к людям соединяется с любовью к ним Его Матери. Каждый день мы возносим молитвы Пресвятой Матери Иисуса, зная, что Она распространяет Свою любовь на всех нас. Любовь Пресвятой Богородицы к людям выразилась в том, что Она «родила Сына, Которого Бог сделал «первородным между многими братьями» (Рим. 8, 29)», то есть верующими, призванию и воспитанию которых она помогает материнской любовью. Эта любовь была спасением многих людей за два тысячелетия христианства и она будет продолжаться бесконечно.

Чем же отличается любовь христианина от любви человека, не знающего Бога?

На этот вопрос мы находим ответ в словах Иисуса Христа, записанных евангелистами. Он сказал в прощальной беседе с апостолами: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга. По тому узнают все, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 34-35). В каждой беседе с учениками Иисус Христос снова и снова говорит о любви: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца Вашего небесного; ибо Он повелевает солнцу своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так ли поступают и язычники?» (Мф. 5, 44-47). «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас,… молитесь за обижающих вас и гонящих вас……Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный» (Мф. 5, 44; 48).

О христианской любви много написал апостол Павел: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви: ибо любящий другого исполнил закон», и далее он говорит, что все заповеди заключаются в словах: «люби ближнего твоего как самого себя». (Рим. 13, 8-10). В 1-м послании к Коринфянам он дает определение христианской любви: «Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает … хотя и языки умолкнут.» Апостол называет три добродетели: «вера, надежда, любовь, но любовь из них больше» (1 Кор. 13, 4-8; 13).

Размышляя о сказанном, мы приходим к убеждению о первостепенной роли любви в жизни христианина. Но любовь не приходит сама по себе, для того чтобы она надежно поселилась в сердце, нужен духовный труд.

Настоящая любовь жертвенна. Это означает, что ради любви к другому человеку не нужно бояться претерпеть некоторые потери: отдать вещь, которая нужна и тебе, но другому намного нужнее; дать денег и не требовать их возврата; бросить свои дела и помочь больному или престарелому. Когда же отдают другому что-либо ненужное, то это часто не любовь, а тщеславие. «И если я раздам все имение мое, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13,3). «Но если, делая добро и страдая, терпите то это угодно Богу» (1 Петр 2, 20).

Нередко любовь бывает чисто внешней, поверхностной, не задевая сердце, а только чувства.

Она исчезает, как только объект любви чем-то тебе не угодил. Играют с милым щенком, а как он подрастет, то оказывается и ест-то он много, и лает громко, и гулять с ним нужно и так, поиграв каждую осень, бросают дачники сотни собак и кошек. Хуже, когда это происходит с людьми – почти половина новых браков заканчивается разводами в первый же год. Был друг, но вдруг оказалось, что у него есть привычки, которые мне не нравятся, или он сказал что-то другим, неугодное мне — и друг стал чужим человеком, а то и врагом. Хорошо такую любовь назвали: русский философ-священник Павел Флоренский — «переодетый эгоизм», а богослов Тертуллиан — «красивый порок». Итак, без смирения и самокритики нет настоящей любви.

Христианская любовь распространяется на всё созданное Богом. Есть люди, которые не любят животных, обижают их. Например, из суеверия не пускают собаку в квартиру. Такие люди часто горделиво утверждают, что человек царь природы, хотя истинный Царь всего сущего — это Бог. Животные же пусть стоят ниже человека по общему развитию, но в ряде своих чувств и взаимных отношений превосходят людей. Так, всем известны примеры преданности собак, часто отдающих свою жизнь ради спасения хозяина. Животные не обижают детенышей, даже другого вида. Они получили от Бога душу, соответствующую их природе и поэтому являются нашими «братьями меньшими», которые понимают нас много лучше, чем мы их. Растительный мир и вся «неживая природа» тоже требуют к себе уважения.

Еще в начале прошлого века выдающийся ученый-гуманист Альберт Швейцер разработал философское направление — «Этика всеобщего уважения к Жизни». Развивающаяся в этом направлении наука — экология и применение ее на практике — это тоже воплощение закона любви. Любовь ко всему созданному Богом звучит в заповеди Его: «наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1, 1, 28) В ней имеется в виду не хищническое использование всего, с чем бы ни сталкивался человек, но заботливое возделывание и украшение земли и всей природы.

В современных условиях перенаселенных городов, бешеного ритма жизни и погони за деньгами закон любви имеет еще большее значение, нежели во время Иисуса Христа.

Сейчас как никогда нужно постоянное мысленное обращение к Богу, терпение, рассудительность на основе христианского учения. «Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него быть снисходительным к проступкам» (Притчи 19, 11). Ведь в мире так много обездоленных, потерявших близких и имущество в бесконечных конфликтах; больных неизлечимыми болезнями; потерявших надежду на лучшую жизнь; и не знающих Бога. Сотни тысяч людей нуждаются в помощи людей, исполняющих главную заповедь, данную Иисусом Христом — заповедь любви к ближним. Поэтому каждый христианин должен помнить слова апостола Иакова: «Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Иак. 4, 17). Не нужно бояться вступить в конфликт с теми, кто мешает добрым делам, кто препятствует бороться со злом. «Страшный Суд откроет, что правда Божия торжествует над всеми беззакониями, которые совершили Его творения, и что любовь Его сильнее смерти» (Блажен. Августин).

Спешите делать добро, пока еще есть время. И если можно сделать добро сегодня, не нужно откладывать это на завтра, ибо завтра может быть поздно, так как никто не знает своего смертного часа.

  Игумен Филарет  

Следующая статья..»
№ 6 Июнь 2011
№ 7 Июль 2011
№ 8 Август 2011
№ 9 Сентябрь 2011
№ 10 Октябрь 2011
№ 11-12 Ноябрь-Декабрь
№ 10 Октябрь 2011
№ 9 Сентябрь 2011
№ 6 Июнь 2011

Яндекс.Метрика

 

© Раифский Богородицкий мужской монастырь, 2008-2014.  E-mail: raifa@raifa.ru
При перепечатке материалов просьба указывать первоисточник - сайт www.raifa.ru.