Раифский Богородицкий мужской монастырь Раифский Богородицкий мужской монастырь. Логотип.

№ 3 Март 2006 / Христианские уроки

Следующая статья..»

Христианство о страдании людей

Версия для печати

От Меня это было

Один из самых частых вопросов, с которыми обращаются к священнослужителям, это вопрос о причине страданий. Обычно рассуждают так: Бог бесконечно Благ и дела Его благи, почему же Он допускает страдания и зло в мире, почему страдают даже праведники?

Первые люди были созданы Богом:

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему... И сотворил Бог по образу Своему, по образу Божию .. мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог» (Быт 1, 26-28). В Раю у людей была первозданная праведность, они не знали скорбей и болезней и жили в полной гармонии с природой.

Но человек не удовольствовался тем, что дал ему Бог, хотелось большего — и это доныне преследует человека всю жизнь. Человек нарушил заповедь Бога и приблизился к дьяволу. В результате он лишился бессмертия, приобрел страдания и болезни. Грехи родителей стали падать на их детей. Бог, создавая человека, дал ему полную свободу воли, свободу поступкам и мыслям, но он оценивает дела человека и наказывает за грехи немедленно или в будущем.

В эпоху ветхого завета

страдания понимались только как наказание за грехи. Всемирный потоп, разрушение Содома и Гоморры, Вавилонское пленение — все это создавало убеждение во всемогуществе Бога, в Его твердости и неотвратимости возмездия. Среди народа царит убеждение, что за зло нужно платить злом «Око за око…». Но уже в это время возникает проблема страдания невиновных. Об этом говорит пророк Иов, а у пророка Исаии образ Отрока Ягве «Мужа страданий» предвосхищает образ Искупителя мира. Новый смысл страданий открылся людям через искупительную жертву Иисуса Христа. Страдания преобразуются в силу, освобождающую от зла и ведущую к победе добра. В страданиях и смерти Иисуса Христа Его человеческое естество стало свободным и совершенным орудием Его божественной любви, которая хочет спасения людей.

В эпоху христианства страдания понимаются как исполнение воли Божией: «Возьми крест свой и следуй за Мной» (Мф. 16,24) вплоть до соучастия в Его искупительной жертве. Непонимание духовной сути страданий создает в нашем мире, живущем не по принципам христианской веры, условия для искушений и благоприятствует проявлениям атеизма. Вера в Бога Отца Всемогущего может быть подвержена испытанию злом и страданиями, когда неверующему кажется, что Бог не может помешать злу.

Каждый христианин

в святом крещении взял на себя обязательство следовать за Христом и, даже больше, быть Его частицей. В таинстве крещения на вопрос священника: «Сочетаваеши ли ся Христу?» отвечает крещаемый или восприемник «Сочетаваюся». И еще раз вопрос: «Сочетался ли еси Христу?». И ответ:«Сочетахся!». Эти ответы, сказанные сознательно и добровольно, означают не только духовное единение с Христом, но и накладывают определенные условия и на физическое тело человека. «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3,27). А если с Христом, значит со скорбями. Для христианина иной дороги нет.

Крещение смывает первородный грех, но последствия его в природе человека ослабленной и склонной ко злу остаются и требуют непрерывной духовной борьбы. Необходимо не только осуждать грехи, совершенные вольно или невольно, но и нести их с покаянием в Церковь, исповедуя их перед священником. Исповедуясь, человек, опять таки добровольно, кается в своих грехах, обращаясь к Богу как к самому близкому, как к вершине справедливости и любви, раскрывая тайники своей души, недоступные даже членам его семьи.

Получив отпущение грехов, христианин приступает к самому великому таинству — причащению Честного и Святого Тела и Крови Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В нем причастник действительно сливается душою и телом со Спасителем, получая от Него всё необходимое для безгрешной жизни. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем» (Ин.6,56). В Евхаристии жертва Христа становится жертвой каждого члена Тела Его – Его Церкви. Так все христиане могут присоединиться к приношению жертвы Христа. К сожалению, мы недостаточно дорожим этой великой благодатью, раз за разом откладываем свое участие в богослужении и греховными помыслами и поступками покрываем себя смрадом греха.

Главная заповедь всем нам:

«Люби ближнего как самого себя!». Высшая ступень ее: «Нет большей любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15,13). Это самым совершенным образом сделал Иисус Христос своей искупительной жертвой. Он, полностью безгрешный, перенес жестокие страдания и саму смерть ради нас грешных. Поэтому, следуя за Христом, совершенно естественно переносить страдания ради спасения других. Это понимается и в физическом смысле, когда человек ради спасения жизни других отдает свою кровь и даже жизнь. В 1918 г. во время пожара на Пороховом заводе в Казани, когда весь персонал разбежался, директор — генерал Всеволод Лукницкий — ценой жизни предотвратил катастрофу, при которой была бы разрушена половина города.

Однако есть иная — мистическая форма участия в искупительной жертве Христа. Нам не дано знать, как это происходит, но об этом говорили многие святые. Так апостол Павел в послании к Колоссянам говорит: «Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь» (Кол. 1,24).То есть апостол считает, что его страдания за Церковь недостаточны, сравнивая их с безмерными страданиями Христа. Иисус страдал, чтобы установить Царствие Божие. И все желающие продолжать Его дело должны приобщиться к Его страданиям. Христос искупил грехи человечества и также Он даровал нам благодать возможности участия в Его скорбях, а это значит, что ревностный христианин может стать орудием спасения душ братьев своих.

Страдания переносили

многие святые от древности и до нашего времени. Например, Преподобный Серафим Саровский перенес болезни и побои и до кончины своей ходил согбенным. Св. Иоанн Златоуст перенес поношение, муки в изгнании, приведшие к смерти. А сколько страданий перенесли недавно прославленные русские мученики! В трудах святителей неоднократно говорится о неизбежности страданий христианина и даже приводится мысль, что если жизнь христианина безоблачна, то можно думать, что он недостаточно предался Христу. Отсюда следует, что истинные христиане переносят больше страданий, чем неверующие. В современном прагматичном мире это может вызвать недоумение. Однако избранные принимают страдания смиренно и даже с радостью. Они принимают их как залог вечного блаженства в царствии Отца своего. Они, помня о крестных страданиях Спасителя, стремятся принять хоть небольшую часть их, чтобы принять участие в спасении мира. Христиане поэтому переносят страдания значительно легче, чем неверующие, ибо они знают, что страдания даны во спасение и что они не могут быть чрезмерными.

Прощение греха и восстановление общения с Богом

приводит к отпущению вечной кары за грех, но остается временная кара. Болезнь это временная кара за грех. В болезни человек осознает свое бессилие, свои пределы и свою конечность. Очень часто болезнь приводит к возвращению к Богу, к принятию Его, ранее не принятого по гордости или незнанию.

Земной жизни страдания не означают несчастного существования. Твердая вера в Бога, уверенность в том, что все делается по Его воле и имеет глубокий смысл, делает жизнь много радостней чем жизнь неверующих, пусть имеющих преизбыток земных благ. «Благодари Бога за всё» — призывал св. Иоанн Златоуст. Апостол Петр завещал: «…искушения, для испытания вам посланного, не чуждайтесь….Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явлении славы Его возрадуетесь и восторжествуете (1 Петр. 4, 12-13).

Жизнь христианина не имеет запретов на радость. Не следует только допускать излишеств. Земное счастье, связанное с непрерывной памятью о Боге, не исключающее напряженности духовной жизни есть добро. Если же материальных благ больше чем необходимо, нужно поделиться с бедными.

Следствием всего вышеизложенного должно быть более широкое представление о смысле страданий, нежели обыденное как наказание за грехи. Об этом говорил Христос в своих проповедях (Лк.13,1-4; Ин. 9, 2-3). Несомненно, то, что воля Бога, направленная к совершенствованию человечества проявляется в действиях, которые человек в силу своей ограниченности не всегда может понять. Но выполнять то, что заповедано непосредственно нам, нужно честно и радостно. Участие в страданиях других пробуждает добро и помощь. Это акт любви, обращенный к страждущему и Самому Иисусу Христу (Мф. 25,35-36).

Это жизненно необходимо в наши дни постоянной погони за деньгами и наслаждениями.

игумен Филарет


От Меня это было...

Думала ли ты когда-либо, что все, касающееся тебя, касается и Меня? Ибо касающееся тебя касается зеницы ока Моего. Ты дорога в очах Моих, многоценна, и Я возлюбил тебя, и поэтому для Меня составляет особую отраду воспитывать тебя. Когда искушения на тебя и враг придет, как река, Я хочу, чтобы ты знала, что От Меня это было.

Что твоя немощь нуждается в Моей силе и что безопасность твоя заключается в том, чтобы дать Мне возможность защитить тебя. Находишься ли ты в трудных обстоятельствах, среди людей, которые тебя не понимают, не считаются с тем, что тебе приятно, которые отстраняют тебя, — От Меня это было.

Я — Бог твой, располагающий обстоятельствами, и не случайно ты оказалась на своем месте, это то самое место, которое Я тебе назначил. Не просила ли ты, чтобы Я научил тебя смирению? И вот Я поставил тебя в ту именно среду, в ту школу, где этот урок изучается. Твоя среда и живущие с тобою только выполняют Мою волю. Находишься ли ты в денежном затруднении, трудно тебе сводить концы с концами, знай, что От Меня это было.

Ибо Я располагаю твоими средствами и хочу, чтобы ты прибегала ко Мне и знала бы, что ты в зависимости от Меня. Мои запасы неистощимы. Я хочу, чтобы ты убеждалась в верности Моей и Моих обетований. Да не будет того, чтобы тебе могли сказать в нужде твоей: «Ты не верь Господу Богу твоему». Переживала ли ты ночь в скорби? Ты разлучена с близкими и дорогими сердцу твоему — От Меня это послано тебе.

Я — муж скорбей, изведавший болезни, Я допустил это, чтобы ты обратилась ко Мне и во Мне могла найти утешение вечное. Обманулась ли ты в друге своем, в ком-нибудь, кому ты открывала сердце твое, — От Меня это было.

Я допустил этому разочарованию коснуться тебя, чтобы познала ты, что лучший твой друг есть Господь. Я хочу, чтобы ты все приносила ко Мне и говорила Мне. Наклеветал ли кто на тебя, предоставь это Мне, и прильни ближе ко Мне, убежищу твоему, душею твоею, чтобы укрыться от пререкания языков, Я выведу как свет правду твою и судьбу твою, яко полудне. Разрушились планы твои, поникла ты душею и устала — От Меня это было.

Ибо Я хочу, чтобы сердце твое и душа твоя были всегда пламенеющими пред очами Моими, и побеждали бы именем Моим всякое малодушие. Не получаешь ты долго известий от близких, дорогих тебе людей, по малодушию твоему и маловерию впадаешь в ропот и отчаяние, знай — От Меня это было.

Ибо этим томлением духа твоего испытую Я крепость веры твоей в непреложность обетований и силу дерзновения твоей молитвы о сих близких твоих, ибо не ты ли возлагала заботы о них на Мою промыслительную любовь? Не ты ли и ныне вручаешь их Покрову Пречистыя Матери Моея? Постигла ли тебя тяжкая болезнь, временная или неисцелимая, и ты оказалась прикованной к одру твоему — От Меня это было.

Ибо Я хочу, чтобы познала ты еще глубже Меня в немощах твоих телесных и не роптала бы за сие ниспосылаемое тебе испытание, и чтобы ты не старалась проникнуть в Мои планы спасения душ человеческих различными путями, а безропотно и покорно преклонила бы главу твою под благодать Мою о тебе. Мечтала ли ты сотворить какое-либо особенное дело для Меня и вместо этого сама слегла на одр болезни и немощи — От Меня это было.

Ибо тогда ты была бы погружена в дела свои, и Я не мог бы привлечь мысли твои к Себе, а Я хочу научить тебя самым глубоким мыслям и урокам Моим, чтобы ты была на службе у Меня. Я хочу научить тебя сознавать, что ты — ничто без Меня.

В сей день в руки твои, дитя Мое, дал Я этот сосуд освященного елея, пользуйся им свободно.

Помни всегда, что каждое возникающее затруднение, каждое оскорбляющее тебя слово, каждая напраслина и осуждение, каждая помеха в твоей работе, которая могла бы вызвать чувство досады, разочарования, каждое откровение немощи и неспособности твоей будет помазано этим елеем — От Меня это было.

Помни, что всякая помеха есть Божие наставление, и потому положи в сердце свое слово, которое Я объявил тебе в сей день — От Меня это было.

Храни их, знай и помни — всегда, где бы ты ни была, что всякое жало притупится, когда ты научишься во всем видеть Меня.

Все послано Мною для совершенствования души твоей — все от Меня это было.

Из духовного завещания иеросхимонаха Серафима (Вырицкого)

Следующая статья..»
№ 6 Июнь 2011
№ 7 Июль 2011
№ 8 Август 2011
№ 9 Сентябрь 2011
№ 10 Октябрь 2011
№ 11-12 Ноябрь-Декабрь
№ 10 Октябрь 2011
№ 9 Сентябрь 2011
№ 6 Июнь 2011

Яндекс.Метрика

 

© Раифский Богородицкий мужской монастырь, 2008-2014.  E-mail: raifa@raifa.ru
При перепечатке материалов просьба указывать первоисточник - сайт www.raifa.ru.