Раифский Богородицкий мужской монастырь Раифский Богородицкий мужской монастырь. Логотип.

№ 3 Март 2009 / Люди

Следующая статья..»

Пантелеймон Жузе

Версия для печати

Жизнь замечательных людей

Казанская духовная академия за время своего существования (1842-1921) являлась одним из самых престижных учебных заведений в Российской империи по подготовке священнослужителей, преподавателей и миссионеров. Являясь востоковедческим центром России, Казанская академия навсегда вошла в историю российской науки как крупнейший дореволюционный научный центр.

В академии работали многие выдающиеся ученые богословы и историки, лингвисты и философы, вклад которых в российскую науку неоценим.  Казанская духовная академия вошла в историю духовного образования России как четвертая и последняя по счету в России (открылась после Киевской, Московской и Санкт-Петербургской). В начале XX века каждый шестой архиерей РПЦ был выпускником Казанской академии.

Все эти и другие факты ярко свидетельствуют нам о том, что необходимость изучения прошлого казанской духовной школы определяется ее значением, которое она несла для тысяч судеб православного населения края. Мы с большой радостью осознаем, что в последнее время среди церковных и светских ученых заметно вырос интерес к изучению истории и наследия казанской духовной школы. Открывая рубрику «Из жизни замечательных людей…», мы надеемся, что благодаря нашим усилиям, у читателя появится возможность ближе познакомиться с дореволюционным духовным образованием в Казанской губернии и его яркими представителями, чьи биографии полны интересных, но малоизвестных фактов.

Казанская духовная семинария. Фото с сайта www.kds.eparhia.ru


ПЕРВУЮ СТАТЬЮ нашей рубрики мы решили посвятить миссионеру, преподавателю Казанской духовной академии, Казанской духовной семинарии, приват-доценту Казанского Университета – Пантелеймону Крестовичу Жузе (1870-1942).

К сожалению, не редкость, что имена ярких христианских миссионеров и талантливых ученых незаслуженно преданы забвению, а их рукописное наследие пылится на полках архивов. С Пантелеймоном Крестовичем именно такая история.

Жизненный путь православного араба, связавшего свою жизнь с Россией, из которой четверть века прошла в Казани, талантливого историка и лингвиста (ученый владел 16-ю языками), автора нескольких десятков научных работ по Ближневосточному Христианству незаслуженно забыто. Сегодня мы сделаем попытку исправить это положение и донести до читателя краткую информацию об этом выдающемся человеке.

П.К Жузе. Казань. Фото предоставлено внуком П.К.Жузе —Алексеем Львовичем Жузе. Пантелеймон Крестович Жузе (1870-1942) — преподаватель Казанской духовной академии, миссионер и историк ближневосточного христианства.

В Казани по улице Достоевского рядом с высотными домами располагается старое двухэтажное строение, как напоминание об исчезнувшей дореволюционной России. Мало кто знает, что здесь, долгое время жил видный казанский ученый, преподаватель, миссионер и общественный деятель — П.К. Жузе.

Пантелеймон Крестович Жузе (Бандали ибн Салиба аль Джаузи) родился 20 июля (27 августа) 1870 в Иерусалиме, в семье православных арабов. В неопубликованных воспоминаниях о своем отце его дочь, доктор биологических наук Ольга Пантелеймоновна Низковская (1914-2005) указывает, что первоначальное образование П.К. Жузе получил в двух греческих монастырях. Вскоре талантливый и подающий надежды ученик Жузе был отправлен в Россию для получения дальнейшего духовного образования — в родной Палестине такой возможности просто не было.

В России Пантелеймон Крестович учился в Вифанской семинарии, а с 1892 г. в Московской духовной академии, откуда в 1895 г., выслушав первые три курса наук, переводится в Духовную академию Казани.

Срок обучения в Казанской духовной академии (КДА) составлял 4 года. Жузе, будучи переведенным сразу на IV-й курс, предстояло учиться еще год (1895-1896). Закончив в 1896 г. Академию со степенью кандидата богословских наук, Жузе получил право преподавать в семинариях, но преподавательская деятельность в Казанской семинарии началась для него позже. Первым местом его службы стала Духовная академия, в которой он сразу по окончании академического курса остался преподавателем арабского, а чуть позже и французского языков. Начав преподавать в Академии, Жузе активно включается в работу Переводческой комиссии по переводу на местные нерусские языки православной и полемической литературы. 2

Практические занятия арабским языком в академии Жузе вел параллельно с аналогичными занятиями для слушателей Казанских двухгодичных миссионерских курсов, которые были открыты при КДА в 1889 г. Главная задача курсов заключалась в преподавании миссионерских знаний лицам, которые по разным обстоятельствам не имели возможность обучаться в академии. В 1899 г. после защиты диссертации «Мутазилиты. Догматико-историческое исследование в области ислама» П.К. Жузе, была присвоена степень магистра богословских наук.

В 1903 г. в жизни Пантелеймона Крестовича происходят два важных события. 8 января ученый сочетается законным браком с выпускницей варшавской женской гимназии Людмилой Лаврентьевной Зуевой (1880-1931). Большое значение для Жузе имел выход его «Русско-арабского словаря» в двух томах, над которым ученый работал несколько лет. Словарь П.К. Жузе был первым в России и являлся единственным в мире до середины XX столетия.

Выход в свет этого уникального труда также пришелся на 1903 г.

БОЛЬШОЕ значение Жузе отводил теме изучения истории и проблемам Ближневосточного Христианства. По этому направлению автором было опубликовано несколько интересных и ценных работ: «Положение христиан в мусульманских государствах», Казань, 1897; «Грузия в XVII столетии по изображению патриарха Макария», Казань, 1905; «Из истории Иерусалимской Церкви», Казань, 1910; «Очерки древней истории Церкви на Востоке» — Казань, 1912; «К первоначальной истории Ханаана», Казань, 1914 и другие. Значительное количество научных статей и очерков П.К. Жузе было опубликовано на страницах «Православного Собеседника», «Сообщений Императорского Православного Палестинского Общества», «Церковно-общественной жизни» и ряда других периодических изданий Казани и России.

Несколько статей ученого нашли свое место в «Богословской Энциклопедии», издаваемой в Санкт-Петербурге.

В 1909-10 гг. Жузе совершил научную командировку на Ближний Восток для изучения источников по истории христианства и христианской литературы среди арабов в доисламский и исламский период. Ему удалось изучить значительное количество редких арабских и греческих рукописей, хранящихся в библиотеках Иерусалима, Дамаска, Бейрута, познакомиться с европейской миссионерской деятельностью. Собранные материалы легли в основу многих последующих работ Жузе, позволили ему значительно пополнить свои знания об истории Ближнего Востока, а также приступить к работе над трудом по истории Иерусалимского патриархата в 637–1099 гг.

В 1910 г. П.К. Жузе принимал участие в миссионерском съезде, который проходил в Казани с 13 по 26 июня 1910 г. Созыв этого последнего епархиального съезда был продиктован не только историческими реалиями начала XX века (революция 1905-1907 гг., Манифест 1905 г. о свободе совести, подъем национального самосознания, активизация издательской и пропагандистской деятельности различных партий и конфессий), но и сложной общественно-политической обстановкой.3 В работе съезда приняли участие представители духовенства Казанской епархии, Москвы, политические деятели и ученые Казани и командированные на съезд Св. Синодом.

Съезд работал в составе шести секций, в работе ряда которых Жузе принял активное участие, внося свои предложения и проекты по ряду рассматриваемых инициатив. В частности, Пантелеймон Крестович выступал за увеличение жалования духовенству в приходах с нерусским населением, за сохранение изучения классических языков в духовных семинариях, за создание Миссионерского института в Казани.

Одним из главных вопросов на заседании церковно-миссионерского отдела Съезда был вопрос о методологии миссионерской полемики с мусульманами. По данной проблеме Жузе выступил с докладом, в котором критически подошел к рассмотрению полемики как основного средства христианской миссии. Не отрицая пользы миссионерской полемики, он говорил, что, одна полемика не даст успеха миссионерскому делу. «Привести Мухамеданина в христианство может не полемика одна, а истинно христианская жизнь русского православного населения. Пока не будет создана общая атмосфера для обоих оппонентов (христиан и магометан) успехов от одной полемики не будет. Нужно просвещение, нужна христианская безукоризненная жизнь. Нужно христианам вызвать у магометан доверие к себе».4

На практике миссионерская деятельность Жузе заключалась в посещении чувашских и татарских приходов Казанской епархии, именно наблюдения за их состоянием дало миссионеру право настаивать на необходимости повышения уровня жалования местного приходского священства, которое из-за своего невысокого дохода вынуждено было требовать платы за требы с населения.

Все лето 1909 г. П.К. Жузе провел среди татар-мусульман деревни Больших Ковалей, где изучал татарский язык под руководством молодого и образованного муллы. В течение всего казанского периода жизни, Жузе поддерживал близкое знакомство со многими учеными муллами и видными казанскими татарами, изучал их быт и нравы, полемизировал с ними на богословские и научные темы.

За свой двадцатилетний период преподавательской деятельности в академии Жузе пользовался большим уважением и почтением среди студенчества. Преданный своей преподавательской миссии, Жузе старался не быть вдалеке и от воспитательной работы в академии. Так, летом 1907 года под руководством ректора академии Преосвященного Алексия и Пантелеймона Жузе была организована паломническая поездка на Ближний Восток для студентов академии. Жузе, «как уроженец Палестины, прекрасно знающий ее святыни»,5 знаток арабского и турецкого языков, местных обычаев и законов, приложил все усилия для того, чтобы поездка для студентов была максимально полезной, познавательной и безопасной.

Паломники побывали в Дамаске, Назарете, Иерусалиме, были на Мертвом море, посетили 40-дневную гору, где постился Иисус Христос, Вифлеем и др. святые места. Заключительным пунктом этой интересной экскурсии стал Афон, где паломники пробыли 10 дней и осмотрели все Афонские монастыри, а в начале августа вернулись в Казань. Поездка на Восток представляла собой значительный интерес для студентов Казанской академии, серьезно расширила их кругозор и представления о Святой земле; те исторические места, о которых студенты читали в Евангелии, были теперь увидены собственными глазами. Всему этому немало поспособствовал преподаватель академии П.К. Жузе, который с ноября 1913 г. назначается штатным преподавателем французского языка в КДС. А в апреле 1916 г. Жузе был включен в число приват-доцентов университета, где преподавал на юридическом факультете.6

Накануне 1917 г. Жузе, дослужившись до чина статского советника (V класс по Табелю о рангах, дававший личное дворянство), имел несколько государственных наград: «за отличные усердия и способности» орден Святого Станислава 3-й степени, орден Святой Анны 3-й степени, орден Святого Владимира 4-й степени.7

Революция 1917 г. и последовавшие за ней трагические события привели и к ломке всей системы духовного образования в России. Но Жузе сумел в изменившихся условиях продолжить свои научные исследования — правда, объект их теперь касался других областей исторического знания.

Из-за начавшегося в Казани голода в 20-х гг. П.К. Жузе, как ответственный за благополучие своей семьи (в семье ученого было семеро детей), принял предложение организовать Восточный факультет в открывшемся Бакинском университете и вместе с семьей переезжает в Баку. Здесь ученому в 1921 г. присваивается степень доктора арабского языка и словесности, здесь Жузе продолжает преподавательскую деятельность, ведя научные исследования по средневековому периоду истории Кавказа и Закавказья. Прожив в Баку чуть более 20 лет, П.К. Жузе скончался 19 января 1942 г., страдая в последние годы жизни от тяжелого заболевания сердца.

Имя Пантелеймона Крестовича пока еще не вписано в историю Казанской духовной школы. Во многом это объясняется тем, что изучение духовного прошлого нашего края еще только набирает силу. Будем надеяться, что когда-нибудь и в ее истории белых пятен станет значительно меньше.

Михал Кострюков,
институт Татарской Энциклопедии
АН РТ


Примечания:

1. НА РТ. Ф.10. Оп.1. Д.11505. Л. 1.; Д. 9380. Л.7.; ЦИАМ. Ф. 427. Оп.1. Д.2836. Л.7.

2. Протоколы заседаний Совета Казанской Духовной Академии за 1897 г. – Казань, 1898 г. – С. 29-30.

3. Шарафутдинов Д.А. Документы миссионерского съезда (Казань, 1910) – важный источник по истории традиционной культуры народов Поволжья и Приуралья. //Отечественные архивы, 2005, — №1, — С. 64.

4. Миссионерский съезд в городе Казани 13-26 июня 1910. — Казань, 1910. — С. 646.

5. Путевые заметки паломников-студентов Казанской духовной академии (Экскурсия по Ближнему Востоку летом 1907 года). — Казань, 1908. — С. 3-4.

6. НА РТ. Ф. 977. Оп. Совет. Д. 13262. Л. 1., Ф. 977. Оп. Юр.фак. Д. 1366. Л. 7 об.

7. НА РТ. Ф. 977. Оп. Совет. Д.13262., Лл.10,15.

Следующая статья..»
№ 1 Январь 2011
№ 2 Февраль 2011
№ 6 Июнь 2011
№ 7 Июль 2011
№ 8 Август 2011
№ 7 Июль 2011
№ 6 Июнь 2011
№ 3 Март 2011
№ 1 Январь 2010
№ 3 Март 2009
№ 1 Январь 2009

Яндекс.Метрика

 

© Раифский Богородицкий мужской монастырь, 2008-2014.  E-mail: raifa@raifa.ru
При перепечатке материалов просьба указывать первоисточник - сайт www.raifa.ru.