Раифский Богородицкий мужской монастырь Раифский Богородицкий мужской монастырь. Логотип.

№ 5 Май 2009 / Люди

Следующая статья..»

Евфимий Малов

Версия для печати

Жизнь замечательных людей

Сегодня мы поговорим о  ярком миссионере, талантливом ученом, блестящем ораторе,  казанском протоиерее Евфимии Александровиче Малове (1835-1918). 

В Научной библиотеке Казанского университета хранятся десятки научных трудов, а также миссионерские дневники этого яркого представителя казанской духовной школы, блестящего знатока арабского, татарского и еврейского языков, специалиста по этнографии народов Поволжья. 

Эти уникальные фолианты, представляющие собой библиографическую ценность, только в последнее время начали привлекать внимание казанских ученых, но пока еще рано говорить о том, что наследие православного ученого полностью изучено.

Евфимий Александрович Малов родился 23 января 1835 г. в селе Тереньга Сенгилеевского уезда Симбирской губернии. Окончив Симбирскую духовную семинарию, Малов переезжает в Казань, где поступает и оканчивает в 1862 г. Казанскую Духовную Академию. Первый педагогический опыт прошел для Малова в Казанской духовной семинарии (1862-1863), откуда Малов в 1863 г. возвращается в Академию в качестве преподавателя татарского и еврейского языков. Карьера молодого и способного специалиста быстро пошла вверх. С 1865 г. Е.А. Малов уже профессор на кафедре еврейского языка в КДА, с 1884 по 1910 гг. он профессорствует на кафедре татарского языка, этнографии тюркских народов и распространения христианства в Азии, где преподавал татарский язык, этнографию тюркских и финно-угорских народов. Одновременно в 1883-1895 гг. Малов являлся редактором журнала «Известия по Казанской епархии».1  

Е. Малов. Фото предоставлено авторами

Большой интерес с самых первых лет работы в Академии Малов проявил к изучению этнографии нерусских народов Поволжья. Многочисленные наблюдения за бытом поволжских народов, полученные во время его поездок по уездам Казанской губернии, стали для исследователя тем фундаментом, который лег в основу этнографических исследований Малова. Значительный интерес профессор уделял изучению быта, уровня жизни и всей системы морально-нравственных ценностей  казанских, крещеных татар, чуваш, и особенно татар-мишар. 

Ученую, преподавательскую и общественную деятельность Е.А. Малов сочетал с иерейской службой в казанских храмах. В 1869 г. Малов был рукоположен в священники Богоявленской церкви Казани, с 1881 г. назначен протоиереем, а через пять лет  переходит на службу в Благовещенский кафедральный собор города. 

О высоком уровне знания богословия, истории и ряда других наук, высокой степени ораторского мастерства, абсолютной убежденности в правоте своего дела, свидетельствует интересное событие, которое вызвало заметный резонанс в жизни мусульманского общества г. Казани конца XIX века. Так, в 1891 г. шакирд Апанаевского медресе Сахиб Гирей Ахмеров (1858-1900) принял православие и был крещен как Павел Николаевич. Переходу в православие Ахмерова предшествовало знакомство и продолжительные дискуссии на духовные темы с Е.А. Маловым, в ходе которых Ахмеров радикально пересматривает свои взгляды и решает креститься.3  

Представим себе, насколько нелегко убедить верующего мусульманина в необходимости принятия христианской веры, в истинности христианства, чтобы понять силу убеждения и колоссальный багаж знаний, которыми обладал Е.А. Малов! Думается, что такое сейчас под силу далеко не каждому. Тем более убедить мусульманина в превосходстве христианства над исламом намного труднее было сделать в конце XIX века, когда духовные ценности имели более важный вес в системе ценностей человека, и когда такой переход воспринимался в татарской среде куда более недоброжелательно. Важным стоит отметить, что Ахмеров хорошо разбирался в догматах исламского вероучения, и поэтому нельзя упрекнуть Малова в том, что он убедил Сахиб Гирея принять христианство, воспользовавшись его невежеством. Обладая хорошей теоретической подготовкой, яркими способностями и педагогическим талантом, Ахмерова не относился к людям, которые могли в силу своего невежества легко расстаться со своей верой, «поддавшись на красивые слова» миссионера. Образованный и способный Ахмеров после крещения вошел в преподавательский состав КДА, где с 1892 г. начинает преподавать арабский язык.

Бесспорно, Малов обладал редким миссионерским талантом и своим трудом способствовал укреплению веры в сердцах многих казанцев и жителей губернии. Неслучайно П.В. Знаменский так характеризовал Евфимия Александровича: «натура, как будто нарочито созданная для практического миссионерства; притом он историк миссии и искусный наблюдатель нравов, умственных и религиозных понятий».4  

Видя смысл своей жизни в христианской миссии, Малов оставил потомкам ряд важных трудов, в которых показал основы для защиты православия в спорах с представителями других религий, в первую очередь с исламом. Эти работы явились плодом интересных и продолжительных полемических бесед с муддарисами, шакирдами и простыми мусульманскими верующими. Вступая в активную полемику с ними, Малов пытался донести до мусульман преимущество и истинность христианского учения над исламом. Большое место, в связи с этим,  Малов отводил спорам и беседам о Страшном Суде, жертвоприношениях, загробной жизни и пр. Так, критикуя представления Корана, в которых праведным мусульманам обещались «черноокие гурии» в раю, Малов восклицал: «Какая необходимость в раю в пище, питии и в супружеских удовольствиях? Здесь, на земле, мы едим и пьем для того, чтобы утолить голод, поддерживать жизнь свою, чтобы не захворать и не умереть голодной смертью. А в раю разве существует опасение смерти? Разве там будет голод и жажда? … мы имеем супружеские отношения для сохранения жизни рода человеческого, потому что, иначе род человеческий прекратился бы …с прекращением брачных отношений. А в раю разве будет угрожать обитателям рая смерть или сокращение и прекращение числа блаженствующих? В раю ничего подобного, т.е. никаких земных условий существования или жизни не будет. Райская жизнь вечна, там нет смерти, следовательно, там нет и страха за прекращение жизни, там нет никакой нужды ни в пище, ни в питии, ни в гуриях или чернооких девицах и ни в молодых юношах. Рай – не гарем».5                                        

Незаслуженно забыто имя Е.А. Малова и как видного христианского археолога и историка. А ведь именно ему принадлежала идея систематизированного изучения истории церквей и монастырей Казанской епархии. Насколько ему позволило время, преподавательская и общественная работа, настолько он смог воплотить в жизнь свой план. И надо сказать, что сделано в этом отношении Маловым было немало: им было издано ряд интересных трудов, в числе которых стоит отметить в первую очередь такие работы как: «Раифская Богородицкая пустынь Казанской епархии. Историческое описание», «Историческое описание церквей г. Казани», «Казанский Богородицкий девичий монастырь. История и современное его состояние», «Мироносицкая пустынь Казанской епархии. История пустыни и современное состояние», «Опись Свияжского Богородицкого мужского монастыря 1614 года» и др. Все эти труды представляют собой значительный интерес для церковных историков и для всех интересующихся прошлым нашей епархии и пока еще доступны для современного исследователя.

В Казани Малов проживал со своей семьей в собственном доме — в Академической слободе города, в доме № 11 по ул. 2-я Академическая (современная ул. Зинина). Здесь в 1880 г. в семье Евфимия Александровича родился сын, которому миссионер с детства привил любовь к науке. Став впоследствии видным ученым, Сергей Ефимович Малов6  будет продолжать востоковедческие исследования, интерес к которым был привит ему с ранних лет его любящим отцом. 

Заботливый семьянин, ученый и священник, пользовавшийся большим уважением как в академической и духовной средах, так и среди простых мирян, Евфимий Александрович скончался в непростое для России время — в 1918 г. и был похоронен на Арском кладбище Казани.

Михаил Кострюков,
Институт Татарской
Энциклопедии АН РТ
Марат Салахов,
Институт Татарской
Энциклопедии АН РТ
 

  1 Татарская энциклопедия: В 6 т. /Гл. ред. М.Х. Хасанов, ответ. ред. Г.С. Сабирзянов. – Казань, 2008. – Т.4. – С. 47.

 2 Малов Е. А. Сведения о Мишарях. Этнографический очерк. – Казань, 1885.

 3 Исхаков Р.Р. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви в отношении мусульман Среднего Поволжья в XIX- начале XX в. (1800-1917). Дисс. на соиск.уч. ст. к.и.н. – Казань, 2008. – С. 172-173.

 4 Знаменский П.В. На память о Николае Ивановиче Ильминском. К двадцатипятилетию Братства Святителя Гурия. – Казань, 1892. – С. 156.

 5 Малов Е.А. Мухаммеданское учение о кончине мира. – Казань, 1897. – С. 94-95.

 6 С.Е. Малов (1880-1957) – тюрколог, доктор языковедения, член-корреспондент АН СССР (1939).

См. также:

Следующая статья..»
№ 1 Январь 2011
№ 2 Февраль 2011
№ 6 Июнь 2011
№ 7 Июль 2011
№ 8 Август 2011
№ 7 Июль 2011
№ 6 Июнь 2011
№ 3 Март 2011
№ 1 Январь 2010
№ 3 Март 2009
№ 1 Январь 2009

Яндекс.Метрика

 

© Раифский Богородицкий мужской монастырь, 2008-2014.  E-mail: raifa@raifa.ru
При перепечатке материалов просьба указывать первоисточник - сайт www.raifa.ru.