Раифский Богородицкий мужской монастырь Раифский Богородицкий мужской монастырь. Логотип.

№ 4 (29) Апрель 2004 г. / Люди

Следующая статья..»

Благоговейно искусство мастера

Версия для печати

Светлое Христово Воскресение, Пасха... Тысячи прихожан в эти дни придут в храмы, чтобы вместе порадоваться событию, случившемуся около двух тысячелетий назад. И снова храмы  радостно засияют в великолепии своего убранства, а трепетное пламя свечей заиграет в золоте киотов, отражаясь на ликах святых...

Каждый год на Пасху в Раифский монастырь радует своих гостей и прихожан своим обновлением. В этом году, кроме кованых навесов над входами в храм и прочих элементов благоустройства, появилась и новая икона — «Всецарица», к помощи которой прибегают люди, страдающие тяжкими недугами. Она  находится в Грузинском соборе. Бригада мастеров под руководством Игоря Гатина изготовила для нее киот.

Игорь Гатин у царских врат Троицкого собора, изготовленных по его проекту

Это далеко не первая работа Игоря. Самые, пожалуй, значительные творения его бригады — иконостасы двух главных храмов Раифы и сень, установленная над иконой Грузинской Божией Матери. Украшенная искусной резьбой, позолоченая конструкция очень органично вписалась в интерьер храма. И мало кто знает, что это — работа зеленодольских мастеров.

— Как я стал работать для церкви, как стал резчиком, сам не пойму, — говорит Игорь. — Вроде бы ничто не располагало к этому. Родился я в татарской семье, а жили мы в том же доме, где располагалась художественная школа. В ней учился мой брат, пошел по его стопам и я.

Резьба по дереву оказалась самым нелюбимым предметом для Игоря, которого тогда звали Ильдаром. Порой он сбегал с урока, чтобы посмотреть кино по телевизору. Сейчас, когда прошло много лет, в памяти всплывают какие-то незаметные тогда события, которые, словно пунктиром, отмечают его путь к православию.

— Как-то на уроке нам дали задание: скопировать картины известных художников. Мне, татарскому мальчику, почему-то досталась «Троица» Андрея Рублева. Тогда я не задавался вопросом, почему мой учитель Анатолий Крылов дал мне такое задание — просто писал, и все. А теперь... Так сложилось, что мне выпала возможность разрабатывать иконостас Троицкого собора в Раифе. Совпадение?

Когда Ильдару было четырнадцать, семья переехала на Мирный. Домов тогда в микрорайоне было не так много, и с улицы Королева, где жили Гатины, был виден гаринский храм Петра и Павла.

— Что потянуло меня туда? Любопытство, желание узнать что-то новое? Никто из моих друзей, приятелей на улице никогда не говорил, что хочет зайти в церковь. Это было, наверное, в 1985 году, и отношение к религии было... Сами знаете, какое. У церкви, бывало, стоял кордон комсомольцев, которые записывали всех, кто приходил к Богу. Как-то утром я пошел в Гари, пешком. И надо было так случиться — в тот день была служба, и я зашел в храм, когда люди молились. Зашел, в чем был — в шапке, тогда весна была. Ну, старушки тут же на меня зашикали, — шапку-то, мол, сними! Я тогда смутился, убежал. Помню, как бы запали в душу убранство храма, сияние золоченых рам, залитых светом живого огня — все это вместе с самим фактом, что я попал в церковь, поразило меня тогда.

Закончив школу, Ильдар решил поступать в художественное училище — снова по стопам своего брата. Однако на экзаменах он провалился. Это было почти трагедией — желание стать художником было сильно. Там же, в училище, Ильдару предложили поступить в театральное — учиться на бутафора. Но и здесь парня ждала неудача — не хватило баллов. Казалось, на мечте был окончательно поставлен крест. И тут брат сказал, что в Казани есть есть еще училище №16, где готовят... резчиков. Что это, судьба? Так нелюбимое в «художке» занятие стало профессией.

— В 1989 году отец Всеволод, бывший тогда настоятелем храма Петра и Павла в Гарях, пригласил моего брата помочь в храме — весной и летом мы делали там ремонт. Как-то матушка Неонила спросила меня - как, мол, зовут? Я говорю — Ильдар. А она в ответ: Игорь, значит! Наверное, просто не расслышала. Но новое имя как приклеилось — Игорь, Игорь... А осенью я с этим именем принял крещение. Мне было тогда 18 лет, сознательный возраст.

Кроме училища, Игорь закончил еще дизайнерские курсы КИСИ. По его словам, в училище учили в основном ремеслу — как резать, с каким нажимом, как готовить дерево, как обрабатывать... Этих знаний для самостоятельного творчества оказалось недостаточно.

— Как придумываюся детали? Это долгий процесс, порой кажется со стороны, что ничего не делаешь — ходишь, рассматриваешь, думаешь, изучаешь работы других... Самое главное, пожалуй, - поймать движение, найти ответ на вопрос, куда пойдет рисунок, в какую сторону. Как только это становится понятно, все проще. Детали прорисовываются порой сами собой, хотя иногда бывает — не клеится работа, и все. Обычно в таких случаях надо остановиться, отвлечься, выйти на природу. Недаром же говорят, что работу мысли человек ощущает лишь на десять процентов, а все остальное проходит незримо, неосязаемо.

Кроме Игоря, в бригаде работают резчики Александр Марьин, Евгений Марков, Сергей Егоров. В изготовлении сени для иконы Грузинской Божией Матери принимали участие Сергей Тургенев, Виктор Макаров, Валерий Шестеряков. Объемы работы очень большие, один человек физически не в состоянии сделать все. Игорь в основном занимается эскизами, чертежами будущих работ, занимается позолотой готовых изделий.

— Позолота — это конечная стадия работы, сначала готовятся чертежи, которые воплощаются в дереве — используется липа. Затем поверхности лакируются в несколько слоев, а потом, пока еще не высох до конца последний слой лака, осуществляется золочение. Каждое наше изделие уникально, больше нигде такого нет. Конечно, отдельные детали могут повторяться, но в целом все каждый раз делается заново...

Работы Игоря имеют очень большую художественную ценность. Директор государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровский, побывав в Раифском монастыре, высоко оценил уровень кропотливого труда мастера...

  Дмитрий Катаргин  

Следующая статья..»
№ 1 Январь 2011
№ 2 Февраль 2011
№ 6 Июнь 2011
№ 7 Июль 2011
№ 8 Август 2011
№ 7 Июль 2011
№ 6 Июнь 2011
№ 3 Март 2011
№ 1 Январь 2010
№ 3 Март 2009
№ 1 Январь 2009

Яндекс.Метрика

 

© Раифский Богородицкий мужской монастырь, 2008-2014.  E-mail: raifa@raifa.ru
При перепечатке материалов просьба указывать первоисточник - сайт www.raifa.ru.