Раифский Богородицкий мужской монастырь Раифский Богородицкий мужской монастырь. Логотип.

№ 4 (11) июнь 2002 г. / Свияжск

Следующая статья..»

Свияжск. Остров-град. Открыт вошедшему с любовью

Версия для печати

34,26 Kb [600X239]Остров невелик - почти из любого места здесь открывается вид на Волгу. С Волги веет ветерок, раздолье и покой здешних мест несут умиротворение. И постепенно вы попадаете под обаяние снов Свияжска, где сплетены в одну судьбу расцвет и запустенье, где сама история неотличима от легенд и вымысла. Плывет над Волгой, словно колокольный звон, сказочный город. Да был ли он на самом деле, или только пригрезился? Или, подобно легендарному Китежу, пребудет невидимым до поры, скрытым надежно от окружающего мира; не впустит в себя постороннего, но откроется лишь вошедшим с любовью...

Грозный царь

В середине XVI века между Казанским ханством и растущим Московским царством шла ожесточенная борьба за господство в Среднем Поволжье. Столица ханства была для своего времени неприступной крепостью, и все военные походы русских полков на Казань неизменно оканчивались неудачей. Преодолев длительный и тяжелый переход, пришедшее в казанскую землю русское войско оказывалось отрезанным из-за трудностей сообщения с Москвой и не могло предпринять длительной осады Казани. Приходилось уходить.

После очередного такого похода при отступлении осенью 1550 года русское войско под предводительством царя Ивана Грозного расположилось лагерем на волжском берегу при впадении реки Свияги на расстоянии суточного перехода от Казани. Внимание царя и воевод привлекла круглая гора с плоским верхом и крутыми обрывистыми склонами. Место оказалось весьма удачным для возведения фортификационных сооружений. Именно здесь, в 26 верстах от Казани, решили заложить город-крепость.

92,81 Kb [600X593]
Собор Божьей Матери
"Всех скорбящих радости" 

Стройка века

Зимой 1550 года, за тысячу километров от Казани — на Верхней Волге в Угличских лесах зазвенели топоры. Руководство постройкой и составление чертежей крепостных сооружений будущего города было поручено известному мастеру дьяку Ивану Григорьевичу Выродкову. К весне деревянный город со стенами, башнями и церквами был готов. Затем все бревна разметили, разобрали и погрузили на суда. В апреле 1551 года, как только сошел лед, караван судов «везущи с собой готовы град древян... того же лета нов, хитр сотворен», отправился вниз по Волге к выбранному месту. Одновременно выступило из Москвы на Казань государево войско, а вместе с ним двинулись дружины князя Хилкова из Мещеры, князя Серебряного из Нижнего Новгорода и Бахтияра Зюзина из Вятки. Прибыв на место, они блокировали Казань, перекрыли водные пути и заняли переправы через Волгу и Каму. По прибытии судов в устье Свияги началась лихорадочная работа. Гору очистили от леса и разровняли. И вот на безымянной до тех пор горе 24 мая 1551 года был заложен город-крепость Свияжск. Сооружена была Свияжская крепость всего за четыре недели — случай в истории градостроительства уникальный. Тогда же поставили первые храмы — Троицкую и Рождественскую церкви.

Храмы

59,49 Kb [600X407] 
Деревянная Троицкая церковь

По размерам обороняемой территории Свияжская крепость превосходила аналогичные сооружения Новгорода, Пскова и даже Московского кремля того времени. От тех времен в Свияжске сохранилась деревянная церковь Троице-Сергиевского монастыря, срубленная в далеком 1551 году. Пожалуй, это самое старое деревянное сооружение в России, имеющее точную датировку. «Первоначально шатровый храм был прост, соразмерен, ясен, — отметили архитекторы В. Остроумов и В. Чумаков, много лет исследовавшие памятники Свияжска, — церковь срубили ладно и просто».

Стратегически выгодное положение крепости, возвышавшейся на горе Крутой в 25 км от враждебной Казани, определило ее роль как опорной базы русских войск при осаде Казани.

С 1555 года в Казани на возведении нового Кремля работали артели псковских мастеров. Одновременно псковские зодчие работали в Свияжске, где под руководством Ивана Ширяя, помощника известного псковского мастера Постника Яковлева, был возведен Успенский собор, имеющий типичные черты «псковской Школы».

56,93 Kb [425X600]В 1558 году собор был богато расписан внутри и снаружи. Внутренние фрески собора достаточно полно сохранились. Площадь уникальных фресок более 1000 квадратных метров. На этих фресках сохранилось одно из немногих прижизненных изображений Ивана Грозного. Позднейшие перестройки Успенского собора исказили памятник, придали ему черты провинциального барокко XVII! века.

В ХУШ-Х1Х веках Свияжск был монастырским городком с Троице-Сергиевским, Успенским и Иоанно-Предтеченским монастырями и приписанными к нему деревнями и земельными угодьями.

Островитяне

В 1932 году Свияжск утратил статус города, превратившись в село. После наполнения Куйбышевского водохранилища в 1957 году Свияжск оказался на острове. По воспоминаниям местных жителей, при пуске этой самой ГЭС были затоплены богатейшие пастбища и заливные луга. Вокруг острова было несколько чудесных дубовых рощ, в которых они любили играть детьми. Перед затоплением сюда прибыли артели лесорубов с Украины и через несколько месяцев все дубы были уничтожены... С затоплением окрестностей практически разорвалась связь с внешним миром, и жизнь совсем замерла. Жители Свияжска, города с многовековой историей, превратились в островитян...

Капли весеннего дождя стекали по крохотным лепесткам благоухающей сирени, и благородные

68,87 Kb [520X600] 
Праздничная литургия.
Святое причастие

краски ее нежных цветов от этого становились только ярче, а бутоны все смелее выпрямлялись. В праздничный день, 24 мая, Успенский Собор мужского Богородицкого монастыря в Свияжске буквально утопал в этих прекрасных весенних цветах. Прихожане несли их в храм на праздничную литургию - в день святых Кирилла и Мефодия отмечал свои именины наместник мужского монастыря игумен Кирилл.

По велению сердца

Осенью 1997 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II было принято решение передать православной Церкви то, что осталось от древнего Успенского монастыря, наместником которого и был назначен благочинный Раифского монастыря иеромонах Кирилл. Четыре года назад он, а с ним еще семь человек из братии, прибыли в разоренную обитель...

Из воспоминаний отца Кирилла: «Ни в одном из сохранившихся помещений монастыря невозможно было жить: в полуразрушенных зданиях разгуливал лишь ветер. Ни о каком электричестве не было даже и речи. Условия — более чем спартанские. Спали одетыми, утром, когда просыпались — на бородах иней лежал, замерзала вода в стаканах...»

69,9 Kb [600X440] 
Раифа: наместник и
благочинный. 1997 г.

Наследство

Несколько десятилетий на территории монастыря располагалась больница для душевнобольных. После нее монахам достались «в наследство» разрушенные храмы и братские корпуса, архимандричьи покои и стертые с лица земли кладбища, усеянные костями и осколками битого кирпича. А еще — тополя, в изобилии посаженные прежними хозяевами «психушки», летом заметавшие своим пухом оскверненные руины... Но, как говорит отец Кирилл:

«Всё зависит от того, с каким отношением человек приехал и живет на этом острове. Для некоторых местных жителей остров-град Свияжск — место уничижения и попрания человеческого достоинства: здесь была политическая тюрьма, жуткий сталинский ГУЛАГ, где с лёгкостью уничтожали тысячи и тысячи людей. А сегодня здесь живут другие — те, для которых это место свято. Они освящают его своей беззаветной верой, надеждой зван к тому, чтобы свои силы приложить к большой мозаике Божьего домостроения. Насколько мудро все устроено Богом: надо только честно, каждому на своем месте свое дело делать. Вот тогда мы и Россию спасем, и себя спасем, и друг другу поможем. А начинать надо с себя, с того места, куда поставил тебя Господь.

Начало возрождения

48,18 Kb [289X600] 
Иеромонах
Мефодий

Сегодня вместе с игуменом в мужском монастыре 30 сподвижников, которые разделяют его заботу о восстановлении и сохранности древнего наследия. Уже сегодня в сохранившихся храмах, переданных под опеку монастыря (Успенский собор, Никольский храм Успенского мужского монастыря, храм преподобного Сергия Радонежского Иоанна-Предтеченского монастыря), возобновлены богослужения. Древние стены вновь наполнились чистым и высоким смыслом служения Богу, предназначение к которому имели издревле. Продолжается восстановление подсобных помещений и зданий. Организована своя рыбная артель, оборудована пекарня, отремонтирована трапезная... А главное, возделывается нива Господня, заброшенная, поросшая тернием, на долгие десятилетия поразившим души человеческие окаянием греха.

Несмотря на конец мая, в Успенском храме было настолько холодно, что стыли руки. Но незримый свет и тепло исходили от старинных икон и фресок, согревая сердца. Смешались запахи сирени и ладана. И уже все равно: холодно тебе или нет. Пытаться объяснить, почему это, собственно, происходит, бесполезно... Недаром монастыри издавна ставились там, где связь разумной и творческой силы ощущаются очень четко. Вспомнились слова одной старой монахини, сказанные мне давным-давно: «Вначале в монастыре болят ноги, а потом вырастают крылья». А это не что иное, как благодать Господа сердца коснулась...

69,64 Kb [600X442]
Новое поколение
священнослужителей
возрождающейся обители 

Кирилл и Мефодий

В конце праздничной службы поздравления и икону Спасителя по случаю дня ангела получил отец Мефодий — правая рука и друг наместника монастыря. Так символично совпали имена двух молодых священников с именами святых Кирилла и Мефодия — двух родных братьев, которые первыми перевели на славянский язык слова Божественного писания.

Конечно же, у каждого — и у игумена Кирилла, и у иеромонаха Мефодия — был свой путь к храму.

Наместник монастыря — сын директора школы и судебного исполнителя — после восьмого класса, решив пожить самостоятельно, уехал от родителей. Работал сварщиком, танцевал в народном ансамбле «Уралочка». Служил в спецназе. После землетрясения в Армении, в Спитаке, разбирал завалы. Потом работал в Москве в системе госбезопасности, был преуспевающим бизнесменом. Пробовал читать Библию, но смысл писания не доходил до сердца. А потом... Потом он серьезно заболел, попал в реанимацию. Впервые всерьез задумался о прожитой жизни и решил, что если выживет, станет священником...

58,73 Kb [332X600]
"Святой Христофор-
кинокефал". Фреска.
XVI в. 

Иеромонах Мефодий. В 23 года у этого молодого священника за плечами уже своя история. Еще двенадцатилетним мальчиком по благословению владыки Казанского и Татарстанского Анастасия помогал в казанском Петропавловском храме. Когда начали восстанавливать Раифскую обитель, он уехал из родного дома и стал одним из первых ее послушников. Прекрасно знал службу, был первым ризничным... В 1997 году был рукоположен в дьяконы, в Свияжск приехал вместе с отцом Кириллом. Сейчас молодой священник учится на IV курсе московского Свято-Тихоновского института, за заслуги перед Церковью удостоен золотого наперсного креста… За этими сухими строчками скрыта большая душа юноши. Открытое сердце и веселый нрав. Это заметно сразу, стоит лишь поговорить с ним несколько минут. Отец Мефодий стал моим гидом по святой обители и уцелевшим храмам.

Рассказ его был настолько захватывающим, что даже холодный бесконечный дождь не казался таким нудным. К сожалению, газетные страницы не позволяют уместить все то, что рассказал и показал мне молодой священник, но на нескольких любопытных, на мой взгляд, историях все же хотелось бы остановиться.

90,21 Kb [545X600]
Игумен Кирилл в алтаре
Успенского собора 

Свияжск неповторим

Первая история — об уникальной фреске, удивительном памятнике древнерусской живописи второй половины XVI века. Это единственное дошедшее до нашего времени прижизненное изображение царя Иоанна Грозного...

На территории бывшего женского монастыря находится храм в честь Святой Троицы, где царь Иоанн Грозный молился перед взятием Казани. Единственная постройка, сохранившаяся с тех времен древней крепости — деревянная церковь, которой около 500 лет. Рядом находится удивительный белокаменный храм, который был построен на средства Бориса Годунова. Освящен тогдашним епископом Ермогеном, будущим Патриархом Московским, героем Смутного времени, который призвал на борьбу Минина и Пожарского, за что был замучен поляками в застенках Московского кремля.

Вторая история — о фреске с изображением римского христианского мученика Христофора-

65,02 Kb [537X600] 

Оскверненный алтарь храма
Германо-Митрофановской
церкви

кинокефала. В XVIII веке изображения Христофора с песьей или лошадиной головами, чтобы не смущать ума прихожан, заменялись на изображения с человеческими головами. Фреска же в Свияжском Успенском соборе сохранилась и является сегодня уникальным художественным образом, подобного которому нет в России...

И еще. Совсем недавно, проводя земляные работы, братья наткнулись на безымянную могилу. (Их на острове бесчисленное множество. Как пишут историки, «сталинские инквизиторы хоронили трупы где попало: даже вдоль монастырских стен и в церковных оградах уже поруганых и бездействующих храмов»). Сохранившаяся одежда свидетельствовала о том, что это священник. Забытая могила — как грех без покаяния... Монахи перезахоронили мощи священника за алтарем Успенского храма.

52,28 Kb [600X327]
Братский корпус 

Первый постриг

Время неудержимо движется вперед. По милости Божией, Свияжск — один из духовных центров Русской православной церкви — сохранился до наших дней. Совсем недавно в Богородице-Успенском монастыре впервые после долгих лет был совершен первый монашеский постриг. В честь последнего настоятеля монастыря епископа Амвросия монах был наречен его именем. Отец Амвросий, священник из Оренбурга, — человек непростой судьбы, чистых помыслов и открытой души. Как считает он сам, стал монахом по промыслу Божиему. Лет в шестнадцать ему как бы невзначай надели монашеский клобук и, улыбаясь, сказали: «Какой хороший будет монашек!..»

То ли весенний дождь, то ли слезы светлого умиления были на лице отца Амвросия, когда он

24,38 Kb [257X600] 
Иеромонах
Амвросий,
принявший постриг на острове

вспоминал, как 25 лет назад, будучи еще протоиереем, впервые побывал на свияжском острове. Тогда здесь музейными работниками проводились реставрационные работы. В самое сердце поразила икона Святой Троицы, расположенная в самом куполе храма. Увидев строительные леса, священник решил во что бы то ни стало поцеловать икону. Чувство, которое он испытал тогда, воспоминание духовного подъема, до сих пор поддерживает отца Амвросия на выбранном пути монашеского подвига.

Верующий человек похож на влюбленного. Любовь переполняет его, она настолько велика, что словами этого не объяснить. Он несет в себе радость: становится не таким, каким был раньше. Начинает видеть все в другом свете и готов поделиться этим переполняющим его чувством со всем миром... Вот такой невероятно чистой божественной силой обладает и сам остров-град. А монастырь, именно монастырь, сегодня определяет его духовную и нравственную атмосферу.

Конечно же, и государство заинтересовано в возрождении обители, в формировании ее исторического облика особенно. Сам же остров заявлен даже в список ЮНЕСКО.

44,2 Kb [309X600]
Без имени и
времени 

Pro i contra

Правда, как считает настоятель монастыря, в этом есть свои плюсы и минусы. Чтобы собрать документы, надо порядка трех миллионов рублей. Кроме того, ЮНЕСКО принимает памятники архитектуры в таком виде, в котором они находятся — в первозданном, и менять что-то потом будет сложно. Работ же по восстановлению предостаточно. Сейчас монастырь и другие храмы острова — исторические памятники федерального значения. Значит, прежде чем начать строительные и реставрационные работы, необходимо предоставить в Министерство культуры России и Татарстана проект, утвержденный специальной комиссией.

Сложностей хватает. Очень тяжело с транспортом. Ведь добраться сюда без проблем можно лишь из Казани. На «Омике». Правда, главой местного самоуправления решается вопрос доставки паломников, туристов и самих островитян до Зеленодольска. Постепенно восстанавливается сухопутная связь с Мизиново — историческая дорога на остров.

«Я очень люблю этот остров. Временами он напоминает мне древнего седого мудрого старца. И как

81,27 Kb [473X600]
Успенский Богородицкий
мужской монастырь по
значимости занимал 7
место в списке 1105
монастырей Российской
империи... 

все пожилые люди, он порой ворчлив, чем-то недоволен. С другой стороны, напоминает крикливого младенца, который только-только родился и которому нужна помощь. Есть такая притча. Озлобленный сын бегает за матерью и бьет ее горящей головешкой, а та, закрываясь от него, предостерегает: «Сыночек, руки не обожги»... Вот так и Церковь наша, как инвалид, которому переломали руки и ноги, больна сегодня. И нуждается в поддержке, помощи. Но с другой стороны — время сейчас самое благодатное. Сейчас Богом отмерено каждому из нас внести свой маленький вклад в восстановление Родины, спасению своей души. Чтобы совершить то, к чему призван каждый из нас. Образ Божий есть в каждом человеке, а подобие — это некая цель и задача. Уподобится человек должен в результате своей жизни. Вот и цель. А средств для этого тысячи...»

Эти слова настоятеля монастыря игумена Кирилла надолго останутся в моей памяти, как мысли искреннего человека, помыслы которого исходят из глубины чистой и светлой души.

... Уезжая с острова, я увозила с собой подарок — освященную каплями дождя охапку цветов душистой сирени — частичку того мира, в котором царят красота, умиротворение и вера. А еще память о людях, которые не требуют себе наград, почестей и не ищут славы. Все их действия продиктованы зовом сердца...

  Ольга Крестинина  

Следующая статья..»
№ 9 Сентябрь 2010
№ 4 Апрель 2011
№ 6 Июнь 2011
№ 7 Июль 2011
№ 9 Сентябрь 2011
№ 7 Июль 2011
№ 6 Июнь 2011
№ 4 (19) апрель 2003 г.

Яндекс.Метрика

 

© Раифский Богородицкий мужской монастырь, 2008-2014.  E-mail: raifa@raifa.ru
При перепечатке материалов просьба указывать первоисточник - сайт www.raifa.ru.