Раифский Богородицкий мужской монастырь Раифский Богородицкий мужской монастырь. Логотип.

№ 8 Август 2007 / Возрождение

«..Предыдущая статья Следующая статья..»

Благословение Раифской Пустыни

Версия для печати

Заступнице усердная

Как выяснилось, чудотворный список образа Божией Матери «Грузинская-Раифская» — один из самых древних списков, сделанных с оригинала иконы, хранимого когда-то в Красногорском монастыре, что близ Холмогор... И если в Раифском монастыре для всех людей, приходящих с верою и любовью, открывает свое сердце Пречистая Владычица, то что же в настоящее время происходит в том далеком монастыре, где хранился первый Грузинский образ Богоматери в России? Какова его история?

Церковь Иконы Божией Матери Грузинская в Красногорском монастыре Пинежского района Архангельской области. 19.06.2003 г. Фото Варвары Вельской.

Начало святой обители

Поселок Пинега. Четыре с половиной тысячи человек. Когда-то был уездным городом. Сюда едут многочисленные группы туристов. Их привлекает путешествие на плотах, возможность увидеть деревенский уклад жизни. Заезжим любителям старины особо хочется посмотреть Красногорский Богородицкий мужской монастырь. Расположен он на правом берегу реки Пинеги, в 16 километрах от поселка.

В первое время своего существования монастырь носил название — Черногорский. Дала имя ему Черная гора, угрюмая, высокая. История его начинается в 1603 году с игумена Варлаама, служившего в храме Воскресения Христова, в Кевроле.

   

Доска, на которой написана святая икона, имеет в вышину 9 и в ширину 7 вершков.

Икона темного цвета. На обороте, по углам, на серебряном окладе, который покрывает всю доску, изображены Евангелисты, а в середине имеется надпись: «Образ Пресвятыя Богородицы Грузинския» снизу: «1720 г. июля 24 дня построен сей образ по благословению великого господина, Преосвященнейшего Тихона, митрополита Казанского». Надпись относится к украшению иконы при митрополите Тихоне.

Венцы на Спасителе и Божией Матери, равно как и короны, осыпаны драгоценными камнями. Всего же с жемчугом и прочими украшениями риза по оценке ювелиров того времени стоила более 10 тыс. рублей. При иконе имелся серебряный ковчег весом 7 фунтов 90 золотников. В 1876 г. вся риза вновь перенизана в Казанском Богородицком монастыре под наблюдением игуменьи Анфиньи...

При закрытии Раифской обители во времена безбожной советской власти, икону спасли учёные Казанского университета. Найдя её среди мусора на полу разорённого храма и передав в храм Ярославских святых на Арском кладбище в городе Казани, где она находилась всё время до возрождения монастыря.

Возвращение иконы состоялось на первом богослужении во временном храме вновь возрождаемой обители — 14 августа в праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня (по преданию в этот же день были освящены первые храмы обители при ее основании). Его возглавил епископ Казанский и Марийский Анастасий, собралось множество духовенства.

Преосвященный предполагал торжественно с крестным ходом перенести икону из Казани и надлежащим образом к этому подготовиться. Поэтому он не думал привозить ее в Раифский монастырь на первую литургию. Но перед самой поездкой было решено взять образ с собой...

Икона была помещена вверху иконостаса храма Ярославских Чудотворцев и, во избежание кражи, ее накрепко прикрутили толстой проволокой так, что быстро снять ее оттуда было нелегко. Но когда епископ Анастасий сам поднялся по приставной лестнице наверх иконостаса, икона к общему изумлению свободно и легко пошла к нему в руки.

Сразу после литургии был отслужен молебен перед Грузинской иконой Божией Матери. Так устроилось, что и возрождение сей обители было ознаменовано возвращением чудотворного образа...

 

Первое чудо

Из глубины веков дошло до нас следующее предание. Была у игумена Варлаама икона Владимирской Божией Матери. На старости лет решил он передать икону знакомому. В один из воскресных дней в 1603 году после утрени Варлаам уснул глубоким сном. Во сне явилась ему «световидная жена» и сказала: «Отдай икону вдовому попу Мирону, повели отнести ее на Черную гору и строй там монастырь».

Проснулся Варлаам в недоумении. Если название «Черная гора» он слышал, то кто такой поп Мирон? И случилось первое чудо. В том же 1603 году по случаю сбора церковных оброков в Кевролу приходит священник Мирон, служивший в Юрольском приходе, на левом берегу Пинеги, в двух верстах от Черной горы.

Летом 1604 года поставили на горе крест в «досчатой ограде» и «приладили» на нем чудотворную икону.

Гора, на которой стоит Красногорский монастырь, образует два холма — нижний и верхний. «Основание» для монастыря в 1606 году Варлаам и Мирон выбрали на верхнем холме. Мирон принимает монашество и постригается под именем Макария.

Игумен Варлаам сделал на оборотной стороне иконы надпись, из которой историки узнали то, о чем прочитали сейчас вы, уважаемые читатели. Величина иконы Владимирской Божией Матери была 7 вершков в длину и 5 1/2 вершка в ширину (вершок — 4,4 сантиметра).

Сон купца

Макарий посылает в Москву челобитную царю и 28 августа 1606 года получает грамоту — разрешение на строительство «со взносом в казну алтына». (Царь Михаил Федорович в 1631 году грамотой утвердил «количество и границы данной в надел земли с оброком в 10 алтын». Царь Алексей Михайлович грамотою в 1659 году подтвердил данные прежде права Красногорскому монастырю на владение землею и строго повелел, «чтоб всякие воровские люди от монастыря были отрезаны»).

К игумену Варлааму и иеромонаху Макарию присоединились странствующий монах Иона с братией. Стали расчищать Черную гору от леса и к осени 1608 года возвели первый деревянный храм. Приобрели четыре колокола, которые, за неимением колокольни, повесили на двух столбах.

1629 год. В то время жил в Ярославле купец Егор Лыткин. Имел торговые связи в Персии. Посылал туда свой товар с приказчиком Стефаном Лазаревым. И вот однажды было у него во сне видение, что приказчик Стефан из Персии привезет святую икону. И сказано было свыше купцу Лыткину отвезти икону на Красную гору в Двинскую землю. Вскоре из Персии приезжает приказчик Лазарев и привозит украшенную золотом, серебром и драгоценными каменьями икону. По совету патриарха Филарета купец немедленно отправляется в предназначенное место и 22 августа 1629 года привозит чудотворную Грузинскую икону Божией Матери в Красногорский монастырь.

22 августа 1723 года холмогорский протоиерей Иов «положил основание» каменного храма обители Красногорского монастыря.

Под руководством «деятельного строителя» иеромонаха Феодосия закончили и 22 марта 1735 года освятили строительство главного храма чудотворной иконы Грузинской Божией Матери...

Последний шанс братии

Красногорский монастырь было трудно отнести к богатым обителям. Здесь постоянно проживало чуть больше 50 монахов. Занимались они рыбным промыслом на Сояльском озере, сеяли ячмень и рожь, содержали рогатого скота голов 30 и полтора десятка лошадей. Летом 1859 года стояла сильная жара и начавшийся 21 июня пожар в 20 верстах от монастыря за несколько часов подобрался вплотную к стенам обители. Монашеская братия спасла ее крестным ходом с чудотворными иконами. Сильный ветер резко поменял направление и вскоре пошел дождь.

Опальный князь

Чудотворная сила икон привлекала в монастырь тысячи богомольцев. Особенно часто посещал Красногорский монастырь сосланный на житье в Пинегу князь Василий Васильевич Голицын. Был фактическим правителем государства при царевне Софье Алексеевне. Софья любила князя... Долгое время в монастыре хранились дары, присланные князю Софьей Алексеевной. В алтаре на стене висело старинное зеркало «чистой и изящной отделки с позолоченными орлами».

Экс по желанию трудящихся

Пресса 20-х годов прошлого века выразила «пожелания трудящихся»: «Стыдно в настоящее время носить на себе золото и бриллианты. Мы просим от имени стонущего в муках голодного народа отдать на борьбу с голодом все золото, бриллианты и другую церковную утварь, которая служит красивой роскошью в церкви». «Секретно. Сводка по изъятию ценностей из церквей по Архангельской губернии на 15 июня 1922 года. (...) В Пинежском уезде изъято: серебра — 17 пудов 27 фунтов 45 долей; камней — 31 золотник; золота — 5 фунтов 33 золотника».

Тогда же исчезли чудотворные иконы.

В последние годы идет возрождение монастыря. Не так быстро, как хочется, но идет. Надо надеяться, пинежане будут с гордостью показывать всем восстановленную обитель.

Сергей Яковлев,
«На Красной горе». Печатается в сокращении

«..Предыдущая статья Следующая статья..»
№ 12 Декабрь 2010
№ 2 Февраль 2011
№ 8 Август 2011
№ 10 Октябрь 2011
№ 11-12 Ноябрь-Декабрь
№ 3 Март 2011
№ 6 Июнь 2007
№ 2 (17) февраль 2003 г.
№ 8 (15) декабрь 2002 г.
№ 7 (14) ноябрь 2002 г.

Яндекс.Метрика

 

© Раифский Богородицкий мужской монастырь, 2008-2014.  E-mail: raifa@raifa.ru
При перепечатке материалов просьба указывать первоисточник - сайт www.raifa.ru.