Публикации


17.04.2022

Наместник обители
о Пасхе, молитвы и Украине...

Пасха — самый ожидаемый, самый радостный день в году для всех христиан. Событие, которому посвящен праздник, — это основа веры. Воскресение Христово изменило ход мировой истории и открыло человеку путь в Царствие Небесное. Сегодня, когда происходят тяжелые события на Украине, перед нами явственно обозначилась полоса новых серьезных испытаний и перемен. Об этом и многом другом мы поговорили с наместником Раифской обители и попросили разъяснить смысл происходящего с христианской точки зрения.

– Отец Гавриил, многие люди, которые не ходят в церковь и не считают себя верующими, приходят в храм в пасхальную ночь. Что-то влечет их туда. Как им – людям нецерковным – объяснить смысл праздника Пасхи?

– Пасха – это праздников праздник, торжество из торжеств. Это совершенно особый праздник, выделенный отдельно от всех остальных двунадесятых праздников в церковном круге. Это центральный момент библейской истории, центральный пункт христианского учения. Слово «пасха» означает «переход», «прохождение мимо», символизирует переход от смерти к жизни, от греха к спасению. Даже те люди, которые мало воцерковлены или совершенно не ходят в храм, хотят побывать на богослужении в пасхальную ночь. Почему так происходит? Потому что у человека в душе есть жажда Бога. Это свойство человеческого духа, который ищет свой Первообраз и тянется к Богу. Поэтому даже мало воцерковленные люди хотят вкусить пасхальной радости: в пасхальную ночь хотят посетить храм.

Чтобы понять и прочувствовать праздник Пасхи, нужно понять, от чего нас спасает Христос. Христос нас спасает от греха, проклятия и смерти. Это та наследственная порча, которую Адам после грехопадения. Ее он передает всем своим потомкам. Христос как новый Адам эти последствия падения исцеляет в Себе Самом, приняв плоть человеческую и исцелив ее, прошел весь путь человека до смерти. В себе Самом исцелил все последствия грехопадения, то есть смерть, грех, страстность человеческой природы. 

Празднику Пасхи предшествует сорокадневный Великий пост. В это время человек осознает свою немощь, свое бессилие в борьбе со страстями и взыскует помощи Христовой. Праздник Пасхи показывает всесильное действие Божие в борьбе со грехом, с нашей страстной природой, которую исцелить может только Христос воскресший. Актуализация искупительного подвига Спасителя происходит в жизни христианина. Кульминацией этого спасения является праздник Пасхи.

– Почему на Западе главным праздником считают Рождество, а для всех православных именно Пасха – «праздников праздник и торжество из торжеств»?

– В западном мире, в Католической Церкви на первое место в церковном праздновании вышло Рождество. Это произошло потому, что для католиков, на мой взгляд, важнее земное существование. Пришествие в мир Спасителя получило такое первостепенное значение. Для православных важнее будущая жизнь, переход в вечность, стремление в вечную жизнь, а не земное существование. Поэтому у нас праздник Пасхи стоит на первом месте.

– Что такое Пасхальная неделя для православного человека?

– Праздник Пасхи, пасхальная радость продолжается не один день, а длится 40 дней до отдания Пасхи, перед праздником Вознесения. 

Особенно важна первая неделя после Пасхи, так называемая «Светлая Седмица», когда радость о Христе воскресшем постепенно проникает в сознание, в сердце человека. Эта радость наполняет человека, не может поместиться в один или несколько дней празднования, но занимает продолжительный промежуток времени. В это время поются особые пасхальные песнопения, тропарь и кондак Пасхи, пасхальный канон, вспоминаются явления Спасителя ученикам, мироносицам после воскресения. Совершаются крестные ходы с артосом, символизирующим Христа воскресшего. Это совершенно особый, радостный, торжественный период времени для православного христианина. 

– Отец Гавриил, помните ли Вы Вашу первую сознательно и церковно отмеченную Пасху? Когда и как это было?

– Праздник Пасхи я отмечал еще вместе с родителями в школьные годы, но первое сознательное и памятное празднование Пасхи у меня было в 18 лет, на третьем курсе университета. Я тогда читал оптинских старцев, прочитал «Пасху красную» про трех убиенных братьев. Приехал на Великий пост в Оптину пустынь и в первый раз осознанно встретил Пасху в монастыре, на монастырском богослужении. Это очень сильно отразилось в памяти: такая торжественная встреча Пасхи.

– Пасха. Да, мы все ждем этого великого Торжества. Но в настоящее время, когда идет специальная военная операция на Украине, может ли радость быть полной?

– Ответ на этот вопрос, думаю, мы найдем у нашего современника-богослова Алексея Осипова. Он очень полно и доступно объяснил происходящее. Соглашусь с ним.
В частности, Алексей Осипов говорит:

«Мне бы хотелось попытаться выразить только христианскую точку зрения, не касаясь никакой политики. И если попытаться, то я бы сказал следующее. Совершенно очевидно, что все наши скорбные события происходят в силу понятного для всех нас явления. Ну попробуйте вы ходить по гвоздям, начнется воспаление. Как это воспаление отзовется, ну не знаю: может, будет заражение крови, может ноги будут просто сильно болеть, и так далее. Все наши грехи по-разному отзываются. 

Поэтому все, что происходит у нас из печальных вещей, они все в конечном счете связаны с нашими грехами. Но хочу при этом сказать и напомнить из Евангелия, что нельзя думать, что если с кем-то происходит что-то худое, значит они самые грешные. Когда Христа спросили: «Как понять: Силоамская башня упала и побила 18 человек, как это?» Христос ответил: «Вы думаете, что они были грешнее всех? Нет, говорю вам. Все так же погибнут, если не покаетесь». Это очень важно. Нельзя полагать, что Украина сама грешная, а мы праведные, или что-то такое другое. 

Второе, на что следует обратить внимание. Итак, события происходят действительно тяжелые и кровавые. И вот сейчас, чтобы выразить христианскую точку зрения, нужно отойти от политических оценок и сделать то, чему научает наш замечательный библейский пример. Пророк Иона был послан в Ниневию по той причине, что, как было сказано, Ниневия развратилась. И пророк был послан Богом для того, чтобы уничтожить Ниневию. Точнее, проповедовать ниневийцам и сказать им: «Что вы такие, и теперь вот Бог вас уничтожит». Известная история, что там произошло. Пророк Иона пришел, проповедовал и что сделали ниневийцы? Царь снял с себя царские одежды, оделся во вретище, объявил по всему этому великому городу трехдневный пост. Пост – это не то что мы подразумеваем: скоромное, постное… Нет. Слово «пост» – это неядение вообще полное. Ирак, представляете? Сорокоградусная жара. Три дня. Можно себе представить, что там творилось. Все люди тоже во вретище оделись, посыпали головы свои пеплом, как это и принято было в древности. У этих людей был настоящий пост покаяния. И что произошло? Бог Ниневию помиловал. Иона не увидел этого огня с неба, который должен был пожрать Ниневию. Когда Иона возмутился, Бог ему ответил: «Ты знаешь, что здесь 120000 тех людей, которые не могут отличить правую руку от левой, и сколько еще скота». Меня вот это еще умиляет. «И мне ли не помиловать было этого города, который так покаялся?» Ниневия была спасена. Это замечательный факт.

Приведу еще пример из Евангелия. Когда ученики не могли изгнать беса из одержимого мальчика, а Христос изгнал, то ученики спросили: «Почему мы не могли этого сделать?» Христос ответил: «Этот род изгоняется молитвой и постом». Вывод мой: если сейчас во всей Русской Церкови, пусть кто угодно, на совести каждого, было бы принято решение хотя бы на один день объявить пост и молитву за страждущий народ украинский. Я не сомневаюсь, что там бы произошли события, которые бы остановили этот ужас, и украинский народ пришел бы к нормальной жизни. Вот, мне кажется, христианский ответ. А политики пусть занимаются своим делом, это не исключает, но Церковь вот что должна была бы сделать. Не просто молиться. Ученики молились. И ничего не могли сделать из этого с бесноватым. Каким он был, таким и остался. А Христос, если мы обратимся к Евангелию, каким Он был. Он не просто молился. Он постился и молился. Даже перед выходом на проповедь сорок дней ничего не ел. И это закон великий: постом и молитвой, а не одной молитвой. 

Я глубоко убежден, что если сейчас был бы призыв в Русской Церкви ко всем, а дальше пусть как кто хочет, кому как совесть позволит, насколько он способен, один день, один, не три дня. Здорово три, но разве мы теперь можем? Это ниневитяне могли. Хотя бы один день провести действительно в молитве и посте, не сомневаюсь, что проблема Украины была бы решена».

Беседовали
Ольга Романова,
Александр Ассельборн

Теги:
Пасха
богослужение
Украина





Новости по теме