Публикации


19.06.2022

«Настоящие молитвенники
есть всегда...»

Мы предлагаем нашим читателям очередное интервью с наместником Раифской обители игуменом Гавриилом (Рожновым) о молитвенном делании...

– Отец Гавриил, бытует мнение, что в настоящее время совсем не осталось учителей молитвы и  молитвенного делания. Почему?
– Не совсем согласен с такой формулировкой вопроса, хотя еще древние отцы жаловались по поводу того, что нет настоящих наставников. Но настоящие молитвенники есть всегда. Еще в Библии на примере пророка Илии, который думал, что все предались нечестию, Господь сказал, что еще 7000 мужей не преклонили колена пред Ваалом. 
Всегда есть праведники. Но дело в том, что настоящий духовно преуспевший человек не открывает себя миру, не пытается себя выпячить и показать себя другим, а, наоборот, скрывает свое делание. Этого не видно, и поэтому кажется, что духовно преуспевшие люди оскудели. 
На примере нашей Церкви можно сказать, что за последние 30 лет идет бурное духовное возрождение. Есть много людей, которые на этом пути преуспели. При искреннем желании любой человек всегда найдет духовно преуспевшего человека. В какой степени это будет высокий молитвенник – судить Богу. 
Сейчас открыто множество монастырей, где подвизаются тысячи человек, поэтому найти духовно преуспевшего человека среди них всегда можно.

– Как же жить тем, кто пришел в монастырь обучаться  молитвенному  деланию, если в нем нет учителей?  
– Вопрос подобен первому. Об этом говорят древние святые отцы, святитель Игнатий Брянчанинов, который был возродитель монашеского делания в XIX веке, опосредованный учитель монашества современного (после советского времени). В одном из своих произведений он говорит, что нам дано делание назидания святоотеческими творениями с советом у преуспевшей братии. Есть огромное святоотеческое наследие, которое сейчас доступно и в бумажном, и в электронном виде. Есть люди, которые уже давно подвизаются на этом пути. Поэтому человеку, который искренне захочет обучаться молитвенному деланию, Господь всегда даст наставника и помощника в этом деле. 

Есть такое изречение у одного из старцев: «Если человек не научит, то и Бог не научит». Если человек будет искренне стремиться к молитве, то Господь даст молитву. 
Молитва дается молящемуся, трудящемуся на этом пути. Назидает Господь всегда через книгу либо через встречу с каким-то человеком. Бог всегда наставит на истинный путь. От нас требуется только наше стремление и расположение.

Есть известное изречение о том, почему нет таких преуспевших отцов, как в древности, потому что нет решимости. Так Серафим Саровский говорил. Если у человека будет решимость встать на этот очень тяжелый путь с отречением от себя, от общения с внешним миром и посвящением всей своей жизни молитве, то Господь обязательно поможет.

– Где-то встречалась мысль, что молитва  обладает  самодостаточностью  и  тот, кто ее  практикует,  получает от молитвы  все  необходимое  и  перестает в  чем-либо  нуждаться. Даже в  церковных таинствах, например… Мы ведь знаем, что какое-то  неправильное  покаяние  и  причастие  получается  без  литургии и  благословения.  Молитвенное делание  без  церковных таинств  безблагодатно  и не  имеет  смысла.

– Молитва – это дыхание христианина, его духовной жизни. Через молитву мы получаем жизнь от Бога как источника жизни. Но это не отменяет участия в таинствах. 
Например, Мария Египетская сделалась великой святой, творила чудеса (как мы слышим в ее житии, которое читается каждый год во время Великого поста). Она жаждала в конце своей жизни причаститься (старец Зосима ее причастил). И в начале своего подвига она тоже причастилась в храме. Поэтому церковные таинства и молитва – это взаимодополняющие вещи, которые должны быть соединены вместе. Человек должен подвизаться в Церкви. Не может быть христианина вне Церкви. Церковь – это и молитва, и таинства вместе. 

– Есть такое выражение, что при молитве надо постараться соединить ум с  сердцем. В чем состоит эта трудность? Как  она  преодолевается?
– О соединении ума с сердцем говорят все святые отцы. Особенно об этом повествует классический монашеский сборник «Добротолюбие». Рефреном через все наставления отцов «Добротолюбия» звучит мысль о соединении ума с сердцем. 

По учению Церкви, человек рождается в мир уже с греховным повреждением (так называемый «первородный грех»). Три силы души: ум, сердце, воля у человека раздроблены. Именно в молитве человек получает цельность трех сил души, которые могут восходить к Богу. Поэтому в молитве важно соединить ум с сердцем. Что это значит? По слову Иоанна Лествичника, нужно соединить духовные мысли ума с духовными ощущениями сердца. То есть молитва должна быть не только в уме, но должна соединиться с чувством сердца. 

Произносимые вслух или про себя слова должны вызывать чувства в сердце к Богу. И тогда все в человеке соединяется. Как увеличительное стекло превращает солнечный свет в горячий луч, которым можно зажигать предметы, так и человек, соединивший три силы души: ум, волю, чувства, возносит молитву к Богу как мощный солнечный луч, соединенный через вот это единство.

– Почему святые  отцы   считали   внимательную и  умную  молитву  практическим  способом  начала общения  с  Богом?  Что такое умная молитва?
– Умная молитва – это обращение человека к Богу при соединении всех трех сил души: ума, воли, чувств. Умная молитва потому называется умной, что она совершается не только словом, не только действием в храме, а творится в уме человека. Внимание человека не рассеяно на внешние вещи, а на жертвеннике ума возносится чистая молитва к Богу без различения, в соединении всех сил души. Умная молитва тесно связана с соединением ума и сердца. То есть эта молитва из внутреннего единства, сосредоточенная на Боге.

– Скажите, отец Гавриил, почему мы порой плачем, когда молимся? Что такого ужасного  видит человек внутри самого себя, что вызывает в нем  столь сильное потрясение и сокрушение?
– Настоящий плач при молитве – это как раз отклик в сердце на слова молитвы, на обращение к Богу. Это действие благодати. 
По учению святых отцов, истинная молитва начинается лишь тогда, когда она осеняется благодатию Божией. Есть действие человека в молитве, когда он обращается к Богу, есть помощь Божия в молитве. 

В начале всех церковных последований мы призываем благодать Божию в молитве: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй, сокровище благих и жизни подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша». 

«Дух молится в вас издыханиями неизреченными», – эти слова евангельские Иисуса Христа эту мысль поясняют. Мы призываем в молитве Духа Божия, благодать Божию, спасительную силу, энергию Божию, которая восполняет наши немощные силы, воскрыляет нашу молитву, возводит ее в более высокую степень для соединения с Богом. 
Человек немощен, молитва его немощна, но вот эти небольшие усилия по сосредоточенной, внимательной молитве привлекают благодать Божию, которая укрепляет молитву и возносит ее к престолу Божию.

– Почему же именно движение в  сторону духовного сердца становится целью и  смыслом жизни человека? «Потщись войти во внутреннюю свою клеть и узришь клеть небесную; потому что та и другая – одно и то же, и, входя в одну, видишь обе.  Лествица оного царствия внутри тебя, сокровенна в душе твоей»: что это означает для человека? И какое место занимает в сердце Иисусова молитва?
– Еще у древних философов было выражение: «Познай самого себя».  Метод интроспекции: познание Бога, мира через познание самого себя, то есть возвращение к своему духовному центру. По учению Церкви, духовный центр человека – это его сердце. По слову блаженного Августина, восхождение идет через сердце человека. Человек должен вернуться сначала к самому себе, к своему сердцу, а уже оттуда посылать свои молитвы к Богу. Путь к Богу недалек от каждого из нас. В сердце каждого человека находится Бог. Сам Спаситель говорит: «Царство Божие внутри вас есть». Эти слова как раз проясняют эту мысль. «Чистые сердцем Бога узрят» (Иисус Христос, нагорняя проповедь).

– Спасибо, отец Гавриил, что нашли время для объяснения и ответов, полезных для наших читателей. Мы все нуждаемся в молитвах, которые помогают нам собраться, успокоиться: «Боже, милостив буди мне, грешному!»

Ольга Романова,
Александр Ассельборн