Публикации


27.06.2017

Притягательная правда
старинной литографии

В некоторых храмах Йошкар-Олинской епархии до сих пор хранится и почитается литография Раифской Пустыни 1905 года…

Что связывало Пустынь с этими приходами? Таким вопросом задались мы и отправились в марийское село Параты.

Во дворе храма, освященного в честь Димитрия Солунского, нас встретил настоятель. Отец Евгений был необыкновенно отзывчив и с охотой и даже с особым радением ответил на наши вопросы. Как выяснилось, в сельской церкви, действительно, хранится литография Раифского монастыря...

Каменное здание церкви во имя святого Димитрия Солунского было построено к 1861 году. http://badanovag.blogspot.ru

И в Раифе и у нас святыней является Грузинская икона Божией Матери. Как мне рассказывали бабушки, в былые времена крестным ходом с Раифы шли к нам с чудотворным образом. Служили всенощную, литургию, потом, на другой день, икону провожали. Через некоторое время шли крестным ходом из Парат в Раифу со своим образом. Может быть, даже с этой иконой, не знаю... Образ-то старый. Ее нам передали из петьяльского храма, где хранили с 1936 года — с тех пор, как закрыли нашу церковь. Та икона освящала нас, наша — Раифский монастырь. Рассказывают, что больные и немощные выходили за деревню встречать крестный ход, некоторые получали исцеление. Малышня бежала впереди крестного хода. Кругом ликование, молитвенное пение...

Раифская пустынь всегда почитаема была, впрочем, как и сегодня. Мы понемногу традиции возрождаем. Связь осталась, как и издревле. Бывают у нас священники округов, в том числе и Казанского подворья Раифы. Когда будете выходить их храма, обратите внимание на фонарики у входа — это подарок обители, лично архимандрита Всеволода. Казанское подворье монастыря пошило нам облачение. Ну а мы в свою очередь помогаем обители запастись на зиму овощами.

Что самое главное, возрождается традиция крестных ходов: совершаем их в Раифу. Обычно в конце июня, до сенокоса…

Мы подошли к святыне храма — от образа Богородицы невозможно было оторвать взгляд. Живительные токи исходили от самой иконы Богоматери, а тонкий лик ее был исполнен достоинства и покоя...

— Скажите, эта икона чудотворная?

Иконы все могут быть чудотворными, все по вере дается. Если веры нет, то и чудотворные иконы не помогут.

— Храм ваш старинный…

Да, построен в 1861 году. Строительство обошлось в 25000 рублей. Большую помощь оказали купцы Михаил Платонов и Михаил Атлашкин. Храм был очень богат утварью, а на колокольне было семь колоколов. В библиотеке насчитывалось более 200 томов книг, в том числе и рукописи времен Екатерины II. Символично, что на современную реставрацию было собрано тоже 25000 рублей.

Можно было только представить, как ликующим праздничным звоном заливались колокола над округой. Как весь приход во главе с наместником, подняв кресты и хоругви, с иконой Богородицы впереди, движется в сторону святой Раифской обители, притягивая к себе множество людей...

Такая же яркая картина вставала перед глазами, когда мы читали архивные документы, бережно собранные и хранимые преподавателем истории, краеведом Маргаритой Михайловной МИХАЙЛОВОЙ. Вот что гласит летопись, написанная священником Виктором Челноковым в конце XIX – начале ХХ века:

«Паратский храм редко посещался архипастырями. Были покойный архипастырь Антоний, викарний епископ Сергий, кроме того, старики-прихожане утверждают, что был в Паратах и архиепископ Казанский, высокопреосвященнейший Ананий. Им же был освящен и сельский храм»...

«Открыта церковно-приходская школа в д. Коновалово (Ашланка) архимандритом Вениамином, игуменом Раифской обители»...

Помолившись на кресты, что венчали храм Димитрия Солунского, мы двинулись дальше — в Петьялы, к храму, освященному в честь святителя Гурия, первого архиепископа города Казани, где хранится частица его мощей. Здесь мы тоже ожидали увидеть литографию Раифы...

Свято-Гурьевский храм с. Петьялы (Марий Эл)

У входа в церковь лежали необычные для нас коврики, умело собранные из тонких березовых веточек. Беря пример с настоятеля, вытерли обувь и вошли в деревянный храм, который был убран зеленой листвой. Уже дней пять как прошла Троица, но горьковато-сладкий запах еще оставался в воздухе.

— Нет, такой литографии в нашем храме нет. Есть только роспись на стене, сделанная с этой литографии. В году так 1956-ом. – ответил на наш вопрос о литографии Раифской Пустыни настоятель петьяльского храма святителя Гурия протоиерей Владимир. — Вот она, посмотрите. Ее написал здешний диакон Алексий.

Почему? Не знаю. А наши святыни — это чудотворная икона Божией Матери «Смоленская» и Животворящий Крест, которому около 600 лет. Он попал к нам из села Красная Горка, когда в 60-е годы там храм сгорел. Тогда во всей округе только наш храм был отрыт, да еще разве что в Гарях. Может, потому, что стоит на святом месте, с благословения самого Иоанна Кронштадтского, да омывается двумя святыми источниками — в честь Серафима Саровского и иконы «Смоленская»...

— А правда, что ваш храм до сих пор не освещается электричеством?

— А для чего? Хватает свечей да лампад. До нас так служили, и мы так служим.

 

Святой источник преподобного Серафима Саровского у деревни Петьялы

Мы не стали надоедать настоятелю вопросами и прошли к святым источникам. Вода билась и токала живой упругой струей...

Какие и когда еще страницы истории Раифы будут раскрыты? Позади у обители четыреста лет, впереди — целая вечность.

  Ольга Крестинина