
Публикации
Несколько слов об учении святителя Григория Паламы

«Анафема, анафема, анафема!» — говорит поместный Константинопольский собор 1351 года всем, кто противоречит учению святителя Григория Паламы. Строго и однозначно. И это говорит о том, что учение сего святого мужа весьма и весьма важно для Церкви. Почему так? Почему один из воскресных дней Великого поста — времени чрезвычайно ответственного для каждого христианина — посвящён памяти святителя Григория и того, чему он учил?
В начале XIV века будущий святитель Григорий Палама познакомился на святой горе Афон с практикой некоторых монахов, которые во время особо сосредоточенной умной молитвы, видели удивительный Фаворский свет — тот самый, который видели апостолы на горе Фавор в день Преображения Господа нашего Иисуса Христа. Эта молитвенная практика, требующая уединения, молчания и тишины получила название исихазм (от греческого «покой», «молчание»), а самих таких подвижников стали именовать исихастами. Исихасты утверждали, что через нетварные Божественные энергии, пронизывающие весь мир, они таинственно созерцают самого Бога.
И именно это утверждение о том, что с помощью молитвы человек способен созерцать энергии Бога и через это по сути видеть Самого Бога, стало поводом для споров с теми, кто считал, что, раз Бога по существу невозможно увидеть, раз Он непознаваем, то и видимый исихастами свет является чем-то сотворённым, не имеющим прямого отношения к Творцу.
Если говорить проще, суть серьёзного богословского спора была в следующем: может ли человек с помощью молитвы ещё при жизни встретиться и воссоединиться с Богом? Является ли молитва неким безответным монологом, или же это реальный диалог с Господом, реально соединяющий человека с миром духовным?
Противники Исихазма были сильны и красноречивы, но святые отцы признали правоту святителя Григория. И ныне Великим постом, во второй воскресный день этого важного периода в жизни Церкви, мы вспоминаем не только самого святителя Григория с его молитвенными подвигами и стойкостью в Православии, но и само его учение о том, что истинная христианская молитва способна привести человека к Самому Господу. И такая встрече может произойти не в чувственных фантазиях, но по-настоящему — в свете благодати Божией.
Стоит отметить, что учение Исихастов, практику умной молитвы и всё то, чему учил святитель Григорий, следует изучать под руководством опытного духовного наставника, который поможет не оступиться на этом благодатном, но не простом пути.
Информационная служба Раифского монастыря