Новости и события


13.03.2022

«Пречистому образу Твоему покланяемся...»

Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших,
Христе Боже, волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест,
да избавиши, яже создал еси, от работы вражия.
Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш,
пришедый спасти мир.

Тропарь Недели Торжества Православия. глас 2

Неделя 1-я Великого поста. Каждый год в первое воскресенье Великого поста Православная Церковь вспоминает День Торжества Православия. Установление этого праздника связано с борьбой и победой над ересью иконоборчества. 

Божественную литургию с молебном Торжества Православия возглавил наместник Раифского монастыря игумен Гавриил. Вместе с братией обители за Литургией молились многочисленные прихожане.

Пел хор Раифского монастыря (регент — диакон Сергий Уренцев).

Проповедь перед причастием произнес протоирей Евгений Мушкеев. Он рассказал о становлении праздника и сопутствующих этому событиях.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Слава Богу, завершилась 1-я седмица Великого поста. Это очень ответственное для нас время. Мы совершили маленький, но подвиг, стараясь себя принудить, кто-то с радостью, кто-то с определенным усилием постился в эти дни, старался быть добрым, вежливым на работе, старался быть милосердным к нуждающимся, чтобы как-то послужить Богу через ближнего, посещали богослужения., сегодня пришли к причастию Святых Христовы Таин. Это очень важный момент нашей жизни, где мы, грешные люди, соединяемся со Христом.

Сегодня Церковь празднует великий и славный день – Торжество Православия. Именно в этот день по установлению Собора Поместного Константинопольского (842 г. – Ред.) было утверждено почитание икон, ибо долгое время ересь иконоборчества сотрясала Церковь. Очень много погибло людей, защищая иконы. Трудно сейчас поверить, что такое могло быть тогда, в век просвещения, когда империя была православной. Но случилось такое, что иконы объявили вне закона, назвали их идолами, хотя догмат об иконопочитании был утвержден на VII Вселенском соборе. Были такие гонения ужасные, что особенно пострадали монашествующие, потому что они были ревнителями в защите икон. Многих монахов посадили в тюрьму, кому-то отрезали носы, уши, выкалывали глаза. Особое зверское отношение было к иконописцам. Им отрезали пальцы, рубили кисти рук, чтобы они не писали иконы.

Был приказ императора Льва (особо жестокого гонителя-еретика), чтобы все иконы (из дворцов, домов) сожгли, чтобы все фрески уникальные того времени были затерты или соскоблены со стен храмов. В таком недоумении народ был долгое время. Различных ересей до IX века был очень много. Христос сказал: «Я пришел принести не мир, но меч». Мир разделится на 2 части: те, кто за Христом пойдут, они будут гонимы. Господь говорил так: «Меня гнали, и вас погонят. Меня слушали, и вас будут слушать. Не бойся, малое стадо, я победил мир». Мученики были и будут всегда. Церковь не случайно возглашает анафему всем еретикам и совершается молебное пение в этот день.

Грех в человеке не губит полностью всего человека, потому что если он верующий, но не может в силу своих слабостей не грешить. Падает, кается, он может исправиться. Когда человек впадает в ересь, это губительнее всего. Многие святые отцы нас предупреждают: «Бдите, яко не весте, како опасно ходите». Бес как лев рыкающий ищет кого поглотить через лжеучение. Поэтому о Христе много раз были споры догматические. Еретики появились не просто среди простых людей, это были высокообразованные люди, они хорошо знали каноны и догматы. Господь много раз предупреждал своих учеников: «Именно из вашей среды придут лжеучители, лжепророки в овечьей шкуре. Они суть волки. Не слушайте их».

Многие увлеклись еретиками, пошли за ними в вечную погибель, если они в этом не покаются. Поэтому мы сегодня думаем: «Как же нам прославить Православие?» Что еще нам надо? У нас очень много всего: открыты храмы, монастыри, никто никого не гонит, иконы не жгут (по крайней мере, в открытую). Но, тем не менее, заметьте, что вера в обществе слабеет. Если раньше язычники приходили тысячами от проповеди апостолов, сегодня задумайтесь, вспомните: «Кого из язычников вы привели к вере?» Нам бы сегодня, дай Бог, привести наших, православных, которые еще спят духовным сном, которые сегодня не на литургии находятся, не постятся, а дома развлекаются различными программами. Торжество Православия там, где есть Дух Божий в человеке.

Пост мы держим – вот вам Торжество Православия. Господь радуется! Он знает, что нас меньше всего в этом мире: постящихся, смиряющихся, милосердных, кротких. Как свое православие засвидетельствовать? Своим только образом жизни. Проповедь не каждому дана, чтобы прийти и сказать так, как сказал Петр и другие апостолы. Петр в своем втором послании говорит: «Я уйду, а после меня придут лжепророки, лжеучители, которые попытаются вас увлечь в ереси от учения Того, Кого мы проповедуем».

Правил много церковных, но многие не понимают того, что они необходимы. Споров вокруг личности Христа очень много ведется веками, ереси разные: арианская, несторианская, монофизиты, монофелиты… Их было много всех. Мы всех их, вроде, победили. Господь явил искусных святых отцов, которые доказали, что эти люди не правы, что они заблуждаются. Эти ереси до сих пор существуют в разных других формах. Поэтому апостолы пишут так в соборных постановлениях: «Если кто-то или ангел с небес скажут вам больше, чем мы вам сказали в догматах и правилах церковных, да будет анафема». Поэтому будьте внимательны. Часто уловляют протестанты неофитов на ранках. Подходит «умный-разумный» протестант, знающих Священное Писание, и начинает вести диалог с православным. К сожалению, православный народ наш в обычной жизни мало знает Священное Писание. Таких улавливают на том же иконопочитании. Объясняют, что есть заповедь ветхозаветная «не сотвори себе кумира» и все остальное. Но Церковь четко сказала: взирая на образ, написанный на холсте или стене, мы возносимся к первообразу. Мы кланяемся не доске, не краскам. Так как мы люди чувственные, мы должны видеть. Христа видели апостолы? – Да. Лука евангелист был иконописцем, его икона первая Божией Матери. Есть также нерукотворный образ Спасителя (плат, которым Он вытерся при шествии на Голгофу).

Все, что видимое, мы видим и помним в предании Церкви, то изображаем и почитаем. Поэтому у нас столько чудотворений было через иконы. Во время наших современных скоростных коммуникаций информация расходится очень быстро. Все, что происходит в мире, мы видим мгновенно. Но самое главное – это не внешние иконы, которые Господь являет нам. Главное чудо – что мы должны укрепляться в вере. Очень важно быть стойким последователем. Мученики – это не те только, которые кровь пролили за Христа, но те, которые терпели болезни, страдания, притеснения ради Христа, исповедуя веру, где бы они не находились, поэтому очень важно понимать, что Бог не в силе, а в правде. Поэтому Господь предупреждает нас и вдохновляет каждую страницу Евангелия. Предупреждает, чтобы мы не увлекались лжеучениями.

Очень интересно, конечно, что думают протестанты. Все это – уловка дьявольская. Поэтому Торжество Православия не случайно празднуется в этот день. После подвига поста нам необходимо укрепиться, вдохновиться с Божией помощью. Сегодня мы будем  слушать молебен после литургии.

Нам необходимо свидетельствовать Торжество Православия везде: и в семье, и дома, и в учебе своей (детям тоже быть православными). Очень важен пример родителей. Потому что если мы не молимся, дети этого не видят, с нами не участвуют в молитве, для них это все будет как театральное действие. Только ребенок своим чистым сердцем способен благодатью Божией вразумиться. У детей сердце чистое, а у нас сильно засорено заботами повседневными, сомнениями, которые обуревают нашу душу, особенно новоначальных. Вспомните себя. Очень многие беспокоятся: «Что же будет дальше? Такие события разворачиваются. Как мы будем со своей работой? Как мы будем питаться?..» Господь нас предупреждает: надо в вере укрепляться. Если мы не только в Бога, но и в Его промысл верим о нас, то, конечно, он нас не оставит. Вы бы оставили ребенка своего на произвол судьбы? Конечно нет. Вы бы за них жизнь отдали. Так и животные поступают даже. Животные за своих детей могут погибнуть тут же, когда на них нападает другой хищник.

Мы – дети Отца нашего Небесного. Господь уже искупил нас Кровью Своею законною, когда пригвоздился на кресте. Как говорит Иоанн Богослов: «Раз вы уже искуплены, то себе не принадлежите. За вас принеслась жертва Спасителя нашего, Господа Иисуса Христа». Поэтому мы должны жить так, как Он нам предлагает через Священное Писание. Опыт святых отцов, богословов наших велики: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Григорий Двоеслов, чью службу мы совершаем Великим постом. У нас три литургии. Какое чудо Господь явил нас в богослужении! Поэтому всем нам необходимо посещать службы, литургии Божественные, причащаться Святых Христовых Таин, чтобы внутренний мир наш был святым всегда.

В литургии Василия Великого, в тайных словах сказано: «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом». Как Богу важно наше естество. Поэтому споры не угасают до сих пор. Многие не верят: как же Бог мог стать человеком? Мы видим вселенную .Она очень большая. Так Бог, такой большой, непостижимый, мог стать таким маленьким человеком, беспомощным, немощным, пройти весь путь скорбей, печалей, страданий (кроме греха), все испытал Христос. Чтобы не было потом разногласий: это был ангел какой-то. Ангел же не мучается. Физиология у ангелов тонкая. Не плоть наша. Поэтому страдания плотские Христа необходимы были для того, чтобы все потом понимали, что Он любит нас так, что отдал Свою жизнь, мучился, страдал, чтобы мы, подражая его подвигу, страданиям, терпению, милосердию, кротости, любви, благости, как пишет апостол Павел. Идеал совершенства – у Бога. В этом нам нужно стоять до скончания века.  Поэтому дай нам Бог твердости духа дальше не ослабевать, держать пост по мере своих сил, по благословению духовников, которые у вас есть. С ними решайте. Многие расслабляются: я попостился седмицу, дальше не буду. А зачем позиции свои сдавать? Мы же хотим дальше двигаться. Главное впереди.

Наша Пасха должна наступить в нас самих. Мы должны прийти к бесстрастию, к тому, чтобы душа была властелином нашего тела. Необходимо смириться. Только когда мы почувствуем, что мы в таком состоянии. Только в немощи можно познать, по-настоящему молиться, прося у Бога помощи. Тут есть разногласия. Есть люди больные, например, с такими сложными болезнями, как диабет. У них своя диета. Всегда мы должны делать, сколько можем, и немножко больше. Чтобы мы шли вперед, не останавливались, чтобы наше духовное развитие продвигалось дальше.

Так часто бывает. Особенно у новоначальных: приходят даже в монастыри: хочу подвизаться. Начались искушения, а люди не понимают, или не слушают духовников своих, и убегают: все, это не мое. Мы не понимаем, что происходит с нами в этот момент. Борьба с дьяволом идет постоянно. Помните слова Достоевского: «Дьявол борется с Богом, а поле брани – сердце человека». Вот где происходит главное событие в нашей жизни. Сердце наше дольно быть чистым. Так как оно заполнено страстями, сразу укрепляются все наши желания. То, к чему мы привязано, то и диктует нам свои условия.  С этим надо бороться.  Это проявляется именно в Великий пост, когда обостряется все, потому что борьба идет за жизнь века будущего. Будьте внимательны, почаще исповедуйтесь. Ко причастию готовьтесь в мере ваших сил, чтобы это не стало привычкой. Можно причащаться каждый день, но это может стать привычкой. Причастие – это огнь, опаляющий недостойных. Когда человек кается, Господь благодатью Своего Духа очищает внутренний мир. В нем это богоподие восстанавливается. Когда человек заражен страстями, когда не пытается даже встать, тогда причастие может быть в суд. Да не будет этого с нами. Дай Бог, чтобы каждый из вас причащался во славу Божию, во исцеление души и тела. Аминь.

Информационный отдел Раифского монастыря



Теги:
Великий пост
проповедь
богослужение





Новости по теме