Публикации


30.03.2024

О молитве. Вторая Неделя Великого поста

Второй воскресный день Великого поста посвящён памяти святителя Григория Паламы – одного из великих учителей молитвы, жившего на рубеже XIII-XIV столетий.

Исихазм, Исусова молитва, молитва умная, молитва сердечная – всё это накрепко связано с именем святителя Григория. Также с именем этого подвижника и учителя Церкви связаны богословские споры о природе Фаворского Света – того самого, что видели ученики Христовы во день Преображения Господа на горе Фавор. И вот этот древний богословский диспут очень важен для понимания того, чем так важно учение святителя Григория, что в честь него именуется один из воскресных дней Великого поста – самого ответственного с духовной точки зрения времени в Церковном календаре.

Святитель Григорий, будучи на Афоне, стал практиковать сосредоточенную молитву – умное делание, которое тогда только начали усваивать для себя святогорские монахи. Результатом же этого молитвенного делания у особо усердных подвижников становилось созерцание духовным взором Фаворского света и сопереживание единения с Богом – так, как это было описано в Евангельской истории о Преображении.

Делатели такой умной молитвы стали именоваться исихастами, а учение их назвали Исихазмом, что переводится как «безмолвие». Отбрасывая всю мирскую суету, погружая таким образом свой ум в полное молчание и тишину, исихасты в этой тишине достигали путём своей молитвы действительного соединения с Богом уже здесь на земле. Именно это учение богословски обосновал и оформил святитель Григорий, когда исихастов начались нападки тех, кто считал их духовные озарения ересью.

Враги святителя доказывали, что раз невозможно постичь человеку существо Божие, то и свет, который видели монахи во время своей молитвы, был тварным, не имеющим к существу Божию отношения. Святитель же Григорий в своих трудах доказал, что, хотя Бог и не постижим, но Божественная энергия, которая является частью Божественной природы, которая пронизывает весь мир, доступна для восприятия ведущему серьёзную духовную жизнь человеку в виде нетварного Фаворского света.

Иными словами, спор состоял в том: соединяет молитва человека с Богом, или – нет? Может ли молящийся человек встретиться Богом, или это невозможно? Важно отметить, что Церковь однозначно ответила на эти вопросы: именно Григорий Палама и исихасты были правы, именно их учение признано верным. Правоту первых исихастов на практике подтвердили и многие (древние и жившие совсем недавно) знаменитые подвижники умной Иисусовой молитвы.

Для чего же Церковь установила чтить память святителя Григория и его учения Великим постом? Безусловно, всё дело в том, что это учение о молитве – о том, что такое и какой должна быть истинная, живая молитва, к каким высотам она может вывести человека. Святитель Григорий оставил нам свои труды, из которых мы можем почерпнуть знания о его учении; целая плеяда последующих делателей Иисусовой молитвы также оставила нам бесценные сведения о том, как нам должно молиться. И вот сегодня, во второе воскресенье Великой Четыредесятницы, Церковь призывает нас через память о святителе Григории Паламе именно к молитве, к размышлению о том, какое место она должна занимать в нашей жизни, к работе над её совершенствованием. И да поможет нам в этих трудах Господь!

Информационная служба Раифского монастыря

Теги:
Великий пост
молитва
молитва Иисусова
святитель Григорий Палама
Преображение Господне





Новости по теме