Публикации
Приход: отдавание как образ жизни
Час приезда в храм Петра и Павла, что в Зеленодольском благочинии, был довольно ранним. Настоятель храма протоиерей Святослав Мирганиев попросил приехать до начала чтения акафиста перед храмовой иконой «Всецарица»: «Молебен совершается еженедельно, и не только я его читаю, его все прихожане... поют. Поистине — молитвенное пение».
Такое единение можно встретить лишь в приходских церквах: здесь всегда «свой» батюшка, который знает своих прихожан, живет их нуждами, молится о каждом... «Когда не видишь кого-то на службе в привычном месте — сразу тревожишься», — объясняет отец Святослав.
До начала молебна батюшка повел меня в здание воскресной школы, с любовью показывая новые классы, параллельно рассказывая о просветительской и миссионерской деятельности его прихода.
А рассказать было о чем. Зеленодольское благочиние — на виду: паломнические поездки, подарки к праздникам, помощь в подготовке к учебному году — все это неотъемлемая часть общения прихожан. Кроме этого, информационная, просветительская деятельность. По благословению митрополита Феофана воскресная школа при храме Петра и Павла с творческим уклоном, своего рода, церковная школа искусств.
«Если помните, первую воскресную школу в Зеленодольске открыл ныне почивший отец Всеволод, наместник Раифской обители. А как он ценил красоту, скажет каждый, кто его знал. Так что такая школа — как дань уважения, как продолжение его детища... Вспоминаем мы отца Всеволода, порой ловим себя на том, что мысленно согласовываем с ним какое-то решение: а как бы сделал, что посоветовал отец Всеволод...»
Наверное, то милосердие, которым безмерно обладал наместник Раифской обители, почерпнул он именно из опыта церковной приходской жизни. Ведь в монастыре жизнь строится в большей степени на послушании, направлена внутрь себя, а на приходе — к каждому надо найти подход, каждому отдать кусочек своей души. Приходская жизнь — всегда на виду. Именно здесь более заметна братская христианская, апостольская, любовь друг к другу...
Помимо деятельности, направленной вовне, прихожане вместе с батюшкой решают личные проблемы, что очень важно сегодня, когда в обществе «каждый за себя». Они обмениваются детскими вещами, помогают друг другу в сложных жизненных обстоятельствах. Все это обусловлено верой, мировоззрением, которые не позволяют пройти мимо бедствующего рядом человека. И это не высокопарные слова — так живут люди, а они с виду такие же, как и мы. Вот только дела наши расходятся...
Отец Святослав пригласил в трапезную, выпить утренний кофе. И хотя за длинными столами кроме нас никого не было, повсюду чувствовалась забота и теплота хозяев, которые будто куда-то вышли ненадолго... Все это мне напомнило другую трапезную, в другой епархии, Чистопольской: аксубаевские повара с любовью предлагали мне, гостье, пироги и угощали ароматным чаем. Тогда впервые я ощутила чистоту в простоте отношений, постыдившись за свою непомерную гордыню...
Все мы, несомненно, понимаем, что самое большее, что можем сделать в жизни, — это отдать. Рубашку, свои силы, таланты, сердце. Отдать Богу, своим близким и всем тем, кому это нужно. Именно так и строится простая приходская жизнь.
Отец Святослав признался, что примером для подражания приходской жизни ему служит приход Духосошественского храма Казани:«Об этом говорит и наш архиерей. Именно приход этого храма вносит новые направления в мирскую церковную деятельность. Взять хотя бы последнее их мероприятие — двухдневный фестиваль "Духов день", или мастер-классы по флористике, или создание студии юных видеожурналистов. И все это не для галочки. Они культивируют общинную жизнь, настоятель храма отец Алексей Чубаков сумел собрать, увлечь в приходскую жизнь и детей и взрослых...»
Пришло время чтения акафиста. «Хочу сказать, что текст акафиста написан отцом Артемием Владимировым, давним другом нашего прихода. Изначально это была попытка греческого перевода, но пришлось сделать литературный перевод. Так что текст акафиста — это авторский вариант».
Несмотря на будний день, в небольшом деревянном храме собрались многочисленные прихожане. Ждали лишь батюшку. «Возьмите книжицу с акафистом, помолимся», — предложила мне одна из прихожанок.
Молитвенное пение акафиста перед иконой Божией Матери «Всецарица»:
Радуйся, Главизно нашего спасения; радуйся, Исполнение Зиждителева смотрения.
Радуйся, яко Тобою Бог воплотися; радуйся, яко Невидимый в Тебе изобразися.
Радуйся, Милость мира внутрь приявшая; радуйся, одеяние плоти Слову соткавшая.
Радуйся, уму непостижная Горняя Славо; радуйся, сердца оживившая Небесная Манно...
Неожиданно для самой себя я стала подпевать...
...Радуйся, Всецарице, недуги наша благодатию исцеляющая.