Культура и искусство


19.06.2004

"Славься, славься ты, Русь моя!"

Михаил Иванович Глинка родился 1 июня ( 20 мая — ст. ст.) 1804 года в селе Новоспасское Смоленской губернии, в имении своего отца Ивана Николаевича Глинки, дворянина и капитана в отставке.

Глинка

По рассказам матери Евгении Александровны, после первого крика новорожденного раздался под окном спальни звонкий голос соловья. Похоже, это был знак свыше: в России, в смоленской глубинке родился музыкальный гений. Очень рано у маленького Миши проявились музыкальные способности: с четырех лет он «пристрастился» к звону церковного колокола. Жадно вслушиваясь в звуки, он умел передать их на двух медных тазах, подражая звонарям…

...Он учится у крепостного играть на скрипке, часами готов водить смычком по струнам, пока не онемеют пальцы. С тем же усердием берет уроки у флейтиста, осваивая игру на флейте-пикколо. Наконец, как равноправный участник, усаживается за пульт дядюшкиного крепостного оркестра. «Музыка — душа моя!», — сказал юный музыкант...

Детство Глинки, прошедшее в дружной и любящей патриархальной семье, можно было бы назвать «золотым», если бы не трагическая память нашествия на смоленщину войск Наполеона. Многодетная семья Глинки вынуждена была выехать из Новоспасского в поисках безопасного пристанища, претерпевая беды и лишения. Немало дворян из рода Глинок встали в суровые дни на защиту Родины: Дмитрий Николаевич Глинка (ельнинский предводитель дворянства) собрал ополчение и денег около миллиона рублей; брат Евгении Александровны — Павел, геройски погиб; поэт Федор Николаевич Глинка сменил перо на оружие; журналист Сергей Николаевич Глинка вступил в ряды московского ополчения... В памяти будущего композитора Михаила Глинки, которому к тому времени исполнилось восемь лет, навсегда остались имена прославившихся офицеров-партизан: Давыдова, Сеславина, Фигнера и, конечно, имя отважного смоленского мужика Семена Силаева, повторившего исторический подвиг знаменитого костромича Ивана Сусанина... В сознании юного Глинки осмысливались и обретали святость слова: «Русь», «Отчизна», «родная земля».

...1836 год. В Большом театре Санкт-Петербурга состоялась премьера оперы Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). Композитор задумал ее как национальную героико-трагическую оперу. Либретто было написано бароном фон Розеном, а идею подсказал Жуковский. Это была первая русская опера сплошного музыкального развития, без разговорных диалогов. Впервые в опере пели по-русски. Впервые русский крестьянин выступил как героический персонаж.

...Взволнованный Глинка сидел в ложе, стараясь оставаться незамеченным.

Успех был ошеломляющим!

В антракте публика непременно хотела видеть композитора, чтобы выразить чувства самого восторженного признания. Не найдя Глинку, зрители обступили Пушкина, самого прославленного человека в искусстве: «Придется Вам, Александр Сергеевич, вместо Глинки и за Глинку принять наши поздравления от всего сердца...» «С превеликой радостью разделяю торжество рождения истинно русской оперы», — ответил с улыбкой растроганный поэт.

Опера Глинки «Иван Сусанин» до сих пор волнует сердца россиян, а знаменитый хор «Славься» воспринимается как национальный гимн:

Славься, славься ты, Русь моя!
Славься, родимая наша земля!
Да будет во веки веков сильна
Могучая наша родная страна!

Несмотря на то, что композитор прожил недолгую жизнь (всего 53 года), он оставил после себя богатое музыкальное наследие: оперы «Иван Сусанин» (1836), «Руслан и Людмила» (1842), «Вальс-фантазия» (1845), «Арагонская хота» (1845), «Ночь в Мадриде» (1848), «Камаринская» — для симфонического оркестра, и другое.

Умер М.И.Глинка 15 февраля (3 февраля — ст.ст.) в Берлине, перезахоронен родными на кладбище Александро-Невской Лавры.

В России Глинку по праву называют основоположником, отцом русской музыки. Гениальным и бессмертным. Его творческими последователями в русской музыке стали Балакирев, Чайковский, Римский-Корсаков, Танеев, Рахманинов...

подготовила Генриетта Валеева