Культура и искусство


25.06.2005

Неисправимая оптимистка

Фестиваль «Новое передвижничество» проходил в течение нескольких недель не только в Казани, но и многих городах Татарстана. Его организатором выступил Союз композиторов РТ. Как всегда, самое интересное устроители приберегли на финал — 23 мая утром в Казань приехала Александра ПАХМУТОВА. Естественно, с мужем и соавтором Николаем ДОБРОНРАВОВЫМ.

После встречи на вокзале чету разместили в гостинице «Татарстан», из чего стало ясно: «звезда» отечественного песенного жанра абсолютно не привередлива, что выгодно отличает ее от молодых коллег. Сразу же после завтрака председатель Союза композиторов РТ Рашид Калимуллин повез Александру Николаевну и Николая Николаевича в Раифский Богородицкий мужской монастырь. По дороге в обитель и обратно удалось взять небольшое интервью.

— Александра Николаевна, кого из современных молодых композиторов вы считаете наиболее перспективными?

— Я бы назвала Игоря Демарина, Александра Морозова, Олега Иванова. Сейчас, к сожалению, очень трудно судить о том, есть кто-то или нет, потому что ныне каждый сам по себе и пока средства массовой информации не напишут, мы ничего друг о дружке не знаем.

— Вашей музыке тяжело обитать в такой среде, как шоу-бизнес?

— Я не знаю. Многие молодые исполнители берут в работу мои песни.

— А с кем из молодежи вы работаете?

— Мне интересно работать с Витасом, он талантлив, небанален. Была программа «Молодые артисты исполняют песни о Великой Отечественной», и Витас выбрал мою песню «Белоруссия», он не знал, и думал, что это песня о войне. Потом он записал еще несколько песен, и мы будем работать дальше. Мне с ним интересно.

Пахмутова приехала в Казань во второй раз. Впервые она побывала в столице Татарстана в 1967 году вместе с Юрием Гагариным. А вот в Набережных Челнах бывала многажды и хорошо помнит Раиса Беляева, отдавшего столько сил строительству автограда. Кстати, в Набережных Челнах был детский дом, который патронировала Александра Николаевна, как она сама говорит, «была там старшей сестрой».

— Как вы относитесь к проектам наподобие «Фабрики звезд»?

— Я отношусь к этому плохо, потому что считаю: артисту надо учиться, надо знать свою профессию, надо уважать ее. Сделать это за два месяца невозможно, может быть, это может кто-то, но этот кто-то тогда просто гений. Молодым людям, которые еще ничего не умеют, дается такой мощный пропагандистский первый канал, выход на него не имеют даже очень хорошие, уважаемые артисты, хотя, без сомненья, заслуживают, чтобы вся страна слышала и видела их. У нас достаточно много хороших артистов, которые такой возможности не имеют. Я думаю, что в любом деле очень многое зависит от того, какую цель ставит перед собой человек. Если он хочет стать мастером, то должен учиться. Если ему просто нужна известность, возможно, ему нужна «Фабрика звезд», но все это очень поверхностно и бесперспективно, хотя в этот проект могут попасть и очень талантливые молодые люди. Дай Бог, чтобы их успех не был скоротечным. Это мы с вами говорили о первом канале, но вот на втором есть передача «Народный артист», которая меня просто возмущает. Это все равно, если назвать передачу «Герой России». Герой России — это человек, который совершил подвиг, спас кого-то, ценой жизни предотвратил теракт. И вот представьте, что с этим названием выпускают передачу, в которой мы видим смеющихся и чирикающих молодых людей, все они — «Герои России». Вот так же и с «Народным артистом». Звание «народного», когда одна шестая суши именовалась Советским Союзом, просто так не давалось, народных артистов СССР у нас было менее 100 человек, и их чтили от Бреста до Чукотки. Это был результат таланта, образования и огромной работы. А сколько «народных артистов» выпустило российское телевидение? Это же девальвация звания, просто девальвация профессии артиста. Подобные проекты имеют очень нехорошее влияние на молодых людей, которые думают: что же это я учусь, учусь, учусь, а потом буду работать за гроши, тогда как другие просто так становятся знаменитыми. Проводить время в развлечениях проще и приятнее, чем играть часами гаммы. Молодежь отвлекают от учебы с ее черными азами, когда еще неинтересно, еще не хочется учиться, отбирают волю и отвлекают от того, чему человек мог бы посвятить свою жизнь.

— Чтобы не заканчивать нашу беседу на такой грустной ноте, хочу поинтересоваться, как вам понравилась Раифская обитель?

Александра Пахмутова и Николай Добронравов в Раифском монастыре

— Такой монастырь — это не просто один из бастионов веры, это еще и бастион нравственности.

Самодостаточность, доброжелательность и неподдельный интерес к окружающему миру дают возможность Александре Николаевне не чувствовать груза лет и продолжать творить безо всяких скидок на возраст, хотя многие, более молодые коллеги, уже сошли с круга. Александра Пахмутова, по всей вероятности, неисправимая оптимистка, и это несмотря на тот монолог, что она произнесла об издержках шоу-бизнеса. Пять лет назад она с мужем ехала на концерт в Ярославскую область. Неожиданно на встречную полосу вылетел юркий «Жигуленок», который заметался и врезался прямо в машину, где ехали Пахмутова и Добронравов. Травмы супруги получили внушительные, и были отправлены в обычную ярославскую больницу. И вот лежит там Александра Николаевна, лицо — сплошной синяк, голова в бинтах, а ее неожиданно приходит навещать Владимир Путин! Он, оказывается, приехал в Ярославль на юбилей театра имени Ф.Волкова... Пахмутова приподнимается на постели и как запоет: « Голова завязана...» и так далее. «А вы оптимистка, Александра Николаевна», — отметил российский президент. Впрочем, это видно по всем ее песням, с которыми выросло и живет не одно поколение россиян.