Праздники


13.06.2006

Иконы Троицкого собора

В 1689 г. пожар уничтожил весь монастырь. Все было построено из дерева и потому сгорело дотла. В течение 1690-1717 гг. обитель отстраивалась заново, уже полностью в камне...

Самый крупный собор, вместимостью около 3000 человек, построил архитектор Ф. Н. Малиновский в 1904-1910 гг. в тех традициях «русского стиля», которые отличают и все остальные его храмы в Казани, Свияжске, Седмиозерке, Лаишево. Собор освятили во имя ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ — как и тот храм 1690-х годов, что стоял на его месте, обветшал и был разобран. Как и другие творения зодчего, храм отличается поразительной акустикой. Эхо под закругленными сводами и арками держится на несколько секунд дольше, чем в Большом концертном зале Казанской консерватории.

Сохранились рассказы, что пение четырех монахов в Троицком соборе было слышно за 2 версты.

Троицкий собор Раифского монастыря Казанской епархии Московского патриархата

Иконостас храма

отличается от традиционного. Рассматривая его, мы видим кроме Царских врат в центре и относящихся к ним двух боковых дверей, называемых диаконскими, еще две пары Царских врат меньшего размера слева и справа от основных также с боковыми дверями. Можно поэтому подумать, что храм состоит из трех самостоятельных. Действительно, при проектировании храма предполагалось сделать его трехпрестольным...

Расположение икон на иконостасе Русской Православной Церкви подчинено определенным правилам. Они располагаются в несколько рядов — ярусов по высоте. В Троицком храме их три...

На нижнем ярусе обязательное условие: справа от Царских Врат располагается икона Иисуса Христа, а слева — Пресвятой Богородицы «Всецарица». На самих царских вратах пишутся иконы четырех апостолов-евангелистов и икона Благовещения Пресвятой Богородицы, состоящая из двух частей — по обеим створкам врат. На диаконских дверях изображаются архангелы Михаил (слева) и Гавриил (справа). Так и выполнено в Троицком соборе. На диаконских дверях у боковых Царских врат изображены: у левых — св. мученик Евпл и св. мученик архидиакон Стефан; у правых — св. Лаврентий и св. мученик Ермил. Справа от Царских врат после боковой двери располагается икона, соответствующая названию храма. В Троицком храме это икона Святой Животворящей Троицы, написанная в традиции св. Андрея Рублева. Слева — после боковой двери — Грузинская икона Божией Матери.

Второй ярус — это праздничный ряд. Двенадцать великих праздников. Каждому празднику соответствует икона традиционного написания. Но в центре, над Царскими вратами, помещается икона «Тайная вечеря». В Троицком соборе двенадцать праздничных икон располагаются по всей длине иконостаса, перекрывая и боковые приделы.

Третий ярус.. В центре икона св. Троицы, называемая «Новозаветной», на ней изображены Бог-Отец и Бог-Сын и Дух Святой — в виде голубя. Справа икона Иоанна Крестителя, апостола Павла; слева Царицы Небесной — Богородицы, апостола Петра.

Над боковыми Царскими вратами справа: Антоний Печерский, Св. Алексий Митрополит Московский; слева: Василий Великий, Иоанн Златоуст.

На стенках у солеи справа преподобный Серафим Саровский, слева преподобный Сергий Радонежский.

В левой части храма плащаница, символически изображающая гроб Иисуса Христа. Она имеет возраст около 200 лет, выполнена русскими мастерами.

Впереди правой части храма — Иверская икона Божией Матери. Это подарок Патриарха всея Руси Алексия II, сделанный им при посещении Раифского монастыря в сентябре 1997 года.

Иконы в храме

в основном пожертвованы благочестивыми людьми или взяты из разбираемых храмов, происхождение большинства их неизвестно. Среди них следует упомянуть следующие иконы:

На правой стене иконы: св. князя Александра Невского, Казанская икона Божией Матери, образ Иисуса Христа, пророка Илии.

На левой стене иконы: «Неопалимая Купина», св. Николая Чудотворца, св. мученика и пророка Иоанна Крестителя, св. Харлампия

На столбах у входа в храм: справа — Распятие у поминального столика; слева святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста

Роспись на стенах храма временно отсутствует, поскольку стены храма в годы лихолетья оказались зараженными грибком, что делает невозможной роспись. Предполагается большие иконы и сцены из Евангелия писать на больших стальных листах и их укреплять на стенах.

Достопримечательностью храма является литая фигурная загородка перед солеей. Она выполнена мастерами Казанского моторостроительного объединения в дар обители. Позолота выполнена на средства монастыря.

В советское время храм использовался частью как гараж и частью как станочный цех. От вибрации тяжелых долбежных станков на стенах храма появились трещины, вызвавшие опасения реставраторов храма. Было даже предложение разобрать храм и построить его заново. Но более тщательные исследования и основанные на них работы позволили, укрепив фундамент и восстановив целостность стен, сохранить для потомков этот чудесный храм.

2 июня 1996 года в день празднования Святой Троицы высокопреосвященным Анастасием архиепископом Казанским и Татарстанским храм был освящен повторно после многолетнего осквернения.