Праздники


27.09.2007

Воздвижение Честного и Животворящего креста Господня

Историческое содержание этого древнейшего двунадесятого христианского праздника объясняется различно, и при этом обычно имеются в виду три события, происшедших в разное время, но соединенных общей святыней — крестом.

26,78 KbО первом из этих событий рассказывает труд церковного историка Евсевия «Жизнь Константина». Во время борьбы римского императора Константина со своим соправителем Максенцием перед решающей битвой на Фламиниевой дороге (311 год), когда силы Максенция превосходили численностью армию императора, Константин увидел на солнце лучезарный крест с надписью: «Сим побеждай!» Увидело этот крест и его войско.

Ночью во сне императору явился Иисус Христос и повелел изготовить воинское знамя с крестом по образцу виденного на небе. Константин так и сделал. Одержав победу над Максенцием, император приказал вложить в руку своей статуи, воздвигнутой на главной площади Рима, это знамя и окружил его великим почитанием. Константин принял христиан под свое покровительство и объявил веру Христову государственной религией Римской империи. Он отменил казнь через распятие и издал законы в пользу Церкви Христовой.

Второе событие — основное, его церковная традиция принимает основанием праздника Воздвижения — произошло также во времена Константина Великого. Мать его, Елена, будучи уже в 80-летнем возрасте, ревнуя о христианской вере и сетуя, что место страдания Спасителя находится в забвении, с согласия сына в 324 году предприняла путешествие в Палестину, посетила Иерусалим и там нашла Животворящий крест Господень.

Третье событие относится уже к VII веку и связано с длительной борьбой Византийской империи с Персией. В 614 году персы напали на Палестину, разграбили Иерусалим и унесли и святыню – Крест Господень. Крест пробыл в плену 14 лет. В 628 году император Ираклий разгромил персов и вернул святыню.

Части же святого древа сейчас находятся в различных соборах, в том числе и в Московском Успенском соборе.