Праздники
У родника истории
...После Успения Пресвятой Богородицы апостол Иоанн по выпавшему ему жребию пошел благовествовать в Ефес и другие Малоазийские города, взяв с собой ученика Прохора. Они отправились в путь на корабле. На море случился шторм, и корабль затонул. Все путешествующие спаслись, только апостол Иоанн остался в морской пучине. Прохор горько рыдал, лишившись духовного отца. Он один отправился берегом моря в Ефес. На 14-й день пути он вдруг увидел, как волна выбросила на сушу человека. Подойдя к нему, он узнал св. Иоанна. Так Господь чудно сохранил Своего любимого ученика.
В то время началось гонение императора Нерона, и апостола Иоанна доставили в Рим, где пытались отравить. Выпив предложенную чашу с ядом, св. Иоанн остался невредим. После этого его сослали на остров Патмос. Там Бог открыл Иоанну будущее мира.
Для Раифской обители этот праздник является престольным, ибо храм на Ключинском подворье святой обители освящен в честь этого святого.
...- Когда я вернулся из армии в 1945 году, у меня появилась идея заняться краеведением. Стал собирать списки ушедших на войну односельчан, беседовал со старожилами об истории Ключей, - рассказывает краевед Александр Журин. - Когда вышел на пенсию, стал посещать архивы, библиотеки, более подробно узнал о возникновении близлежащего Раифского монастыря, деревни Белое. Особенно хорошо написано об этом, на мой взгляд, в книге профессора И.Е. Износкова за 1885 год «Списки населенных мест Казанского уезда с кратким их описанием».
«Ключи, село при безымянных ключах на проселочном тракте...от гор. 34 версты. Русские жители, основавшие это селение и давшие ему название по ключам, выселились из дер. Белое и других мест около 1680 г. До 1832 г. Ключи были деревней, состоявшей в приходе села Ивановского. Как в самом селе, так и в окрестностях, находится много оврагов с родниками, из которых текут быстрые ключи. До заселения на месте Ключей был дремучий лес».
Итак, летом 1680 года мужики из д.Белое отправились на поиски нового местожительства с родниками. Прокладывая тропу на север, вышли на берег балки. Стали думать, куда пойти дальше... Впоследствии эта балка получила название «Тоскииха» (от слова «тосковать», здесь сейчас стоит асфальтовый завод). Пошли мужики дальше и в версте от балки нашли родник. (В 1914 году была поставлена лесопилка для распиловки леса на доски. Там теперь — деревообрабатывающий комбинат) Мужики вручную перепрудили балку, и получилось озеро, которое назвали Захватное.
Казанская духовная консистория в 1822 году, постановив уничтожить в селе Ивановском деревянную ветхую церковь, одновременно решила построить в приходской деревне Ключи каменную церковь. Специально для этого строительства возвели кирпичный завод. Церковь начала действовать в 1832 году, долгое время это было единственное каменное здание в селе.
В книге «Россия — полное географическое описание нашего отечества», изданной в Санкт-Петербурге в 1901 году, есть такие сведения:
«...на 30-й версте от Казани... два больших села Ключи и Параты, имеющие каждое свыше 1500 жителей. В Ключах есть школа, лавки и земская больница на 8 кроватей».
В начале XX столетия в селе насчитывалось 1462 жителя. В это время работали 8 ветряных мельниц, 2 маслобойки, 2 крупорушки, шерстобойка. В селе было много портных, печников, кузнецов, не говоря уже о столярах.
Население Ключей было очень верующим. Соблюдали не только посты, но и все постные дни — понедельник, среда, пятница. В общей сложности за год набиралось более 150 постных дней».