Праздники


15.10.2002

Вознесение

75,77 Kb [509X600]«Видишь ли это пространство от неба до земли? Или, лучше, начнем снизу: видишь ли, какое расстояние от ада до земли, также от земли до неба, потом от неба до неба горняго, а от этого до Ангелов, до Архангелов, до вышних сил, да самого Престола Царского? Выше всего этого расстояния и этой высоты Он вознес наше естество. Смотри, как низко человек находился и как высоко вознесен; невозможно было ни сойти ниже того, куда нисшел человек, ни вознестись выше того, куда вознес его Христос...

Ныне Ангелы получили то, чего давно желали; ныне Архангелы узрели то, чего давно жаждали: узрели наше естество блистающим на Престоле Царском, сияющим славою и красотою бессмертною. Да, этого давно желали Ангелы, этого давно жаждали Архангелы. Хотя наша честь и превзошла их честь, однако они радуются нашим благам; равно и тогда, когда мы несли наказание, они скорбели; херувимы, хотя охраняли рай, тем не менее скорбели...

Христос вознесся на небо. Велико расстояние между землей и небом, и сила зрения не могла следить за телом, возносившимся до небес, но как птица летящая в высоту, чем более возвышается, тем более скрывается от нашего взора, так точно и тело Христово, чем более восходило в высоту, тем более скрывалось, так как глаза по слабости своей не могли следить за ним на столь великом расстоянии. Посему предстали Ангелы, возвещая восшествие Его на небо, дабы ученики не подумали, что Христос восшел яко на небо подобно Илии, но — что Он вознесся на самое небо. Потому и сказано: вознесшийся от вас на небо, и это прибавлено не напрасно. Илия взят яко на небо, потому что он был раб; Иисус же вознесся на небо, потому что Он — Владыка; тот — на колеснице огненной, а этот — на облаке. Когда нужно было призвать раба, послана колесница, а когда Сына, то Престол Царский, и не просто Престол Царский, но Отеческий. Об Отце говорит Исайя: вот. Господь воссидит на облаке легком (Ис. 19, 1). Посему, так как Отец восседит на облаке, то и Сыну Он послал облако. Илия при восхождении ниспустил милость на Елисея; а Иисус, восшедши, ниспослал дары на учеников, делающие не одного пророка, но множество Елисеев, или лучше сказать, гораздо больших и славнейших его».