Праздники


30.05.2005

Береги ее, как сосуд хрупкий...

Православное понимание роли женщины в нашей жизни отражено в замечательном празднике святых жен-мироносиц. Именно в 3-ю неделю по Пасхе Святая Церковь воспоминает святых жен-мироносиц, восхваляет женщину за ее смирение, чуткость, любовь...

 

Своим богослужением Церковь вновь поставляет нас на Голгофе у Креста Христова, с которого снимают Пречистое Его Тело Иосиф и Никодим, и в вертограде у гроба, где они полагают Тело Иисуса Христа, и где затем мироносицы, пришедшие помазать Тело благовонными маслами, первыми удостаиваются видеть Воскресшего Господа.

По примеру святых жен-мироносиц и мы должны возгревать в сердце своем истинную самоотверженную любовь к Спасителю нашему, чтобы, как говорит Апостол (Рим.8,38-39), ничто не могло отлучить нас от Него — ни настоящее, ни грядущее, ни жизнь, ни смерть, ни ангелы, ни человеки. Кроме того, как святые жены, уязвленные лютою скорбию при виде распятого Господа, искали и обрели утешение в Его же гробе, так и каждая христианская душа должна искать утешение в скорбях и печалях у гроба и креста Спасителя своего.

...Иосиф и Никодим отнесли тело Господа в гробницу, которая находилась в саду. А женщины смотрели издалека, они не смели приблизиться, но зато они были на Голгофе, там, где мало кто был из близких к Господу. Поддерживая под руки Деву Марию, стояли женщины, о которых мы почти ничего не знаем. Нам известны только их имена:

это Мария из Магдалы — Мария Магдалина, это Иоанна — жена управителя Иродова Хузы, это Саломия — мать апостолов Иакова и Иоанна, и несколько других женщин из Галилеи.

Они стояли на Голгофском холме и смотрели, как умирал их Господь и Учитель. Они видели, куда положили тело, и дали себе слово: когда пройдет запретный день субботы, в который нельзя ничего ни покупать, ни продавать, они пойдут, купят ароматов, помажут тело Господа и от себя совершат заупокойный обряд, ведь Иосиф и Никодим совершили его второпях перед заходом солнца.

Вот удивительно: именно этим женщинам первым явился Господь, а потом уже Петру и другим. Так говорят нам евангелисты. Правда, апостол Павел говорит, что первому Он явился Петру, но он имел в виду — из апостолов, он просто не упомянул Марию Магдалину. А вы знаете, что женщины несли погребальные принадлежности, «миро», поэтому мы называем их мироносицами — и они увидели Его первыми.

Это радость победы и веры, которая проявила себя, как верность в горькую и трудную минуту. Легко быть верным в торжестве и радости, легко было быть верным Господу в день Его торжественного входа в Иерусалим, когда весь народ Его встречал, ликуя и прославляя. А вот остаться верным Ему в день Его позорной смерти — это была настоящая верность.

Так и наша вера. Она без верности невозможна, потому что разные бывают обстоятельства в жизни, разные состояния души и тела. Когда ты унываешь, болеешь, страдаешь, когда у тебя руки опустились и сердце полно горечи, и на всю жизнь обида — вот тогда сохранить верность Господу — это и есть настоящая вера.

Сегодня мы прославляем также и всех женщин — святых, потому этот день благословенный для каждой женщины-христианки. Посмотрите на весь их синклит: тут были и матери, и жены, и невесты, и монахини-девственницы, и царицы, и безвестные странницы, и юродивые — по-разному могла и может служить женщина Церкви Христовой, ибо она призвана к служению Божию через Матерь Божию, Честнейшую Херувим.

Когда Господь был у Марфы и Марии, Он сказал, что надо не только заниматься хозяйством, готовить, не только на кухне находиться, Он сказал, что Мария выбрала благую часть — она слушала Его слово. Его слово слушали все: и мученицы, которые сложили головы за веру; и царицы, такие, как Елена равноапостольная или княгиня Ольга, которые сами обратились и содействовали обращению в веру своих граждан; и добрые матери, имевшие кучу детей, как святая Юлиания Лазаревская, которая была удивительно добрым человеком, спасшим голодных от смерти; в тяжелые годы на Древней Руси она была матерью многим и многим людям.

Мы недавно прославляли блаженную Ксению; в Москве ее не так знают, больше чтят в Ленинграде, где есть часовня ее имени. Я сам видел, сколько людей приходило туда, благодаря святую Ксению за исцеления. Были свидетели того, как исцеление происходило прямо на месте. Вот случай достоверный, когда пришла хромая женщина и трижды ее обвели вокруг часовни, а в четвертый раз она пошла своими ногами. Это совсем не единственный случай.

Женщины-христианки служили и служат Господу всегда. Великое служение женщин — это не почтенная старина, а это — сегодняшний день, дело доступное для нас, для вас, женщины. Сегодня мы поздравляем — матерей, бабушек, жен, сестер, дочерей — с вашим общим днем христиан-женщин, чтобы Господь благословил вас и укрепил на служение евангельскому Духу и Правде.


 Мужчины больше
философствуют
И сомневаются
с Фомою,
А мироносицы
безмолвствуют,
Стопы Христа
кропя слезою.
 
Мужи напуганы
солдатами,
Скрываются
от ярой злобы,
А жены смело
с ароматами
Чуть свет торопятся
ко Гробу.
 
Людские мудрецы
великие
В атомный ад
ведут народы,
А белые платочки
тихие
Собой скрепляют
церкви своды.

Александр СОЛОДОВНИКОВ


"Христианская философия"

Bсе члены человеческаго тeлa, какъ и всехъ одушевленныхъ тварей, насажденные по разуму и хотению всеблагаго, премудраго, пречистаго Художника Господа Бога—благопотребны и святы, чисты, неблазненны, необходимы къ бытии и благобытии людей и животныхъ, а также къ украшению и великолъпию ихъ.

Вся добра зъло, что сотворилъ Господь.

Вотъ предъ глазами — картина съ нагими, самыми красивыми женщинами въ самыхъ искусительныхъ позахъ.

Плоть страстная волнуется, раздражается сладострастиемъ, разжигается похотью.

А духовное мудроваше говоритъ: чего ты глупая, волнуешься? Успокойся: славь Творца при виде этой чудной красоты, этой дивной пластики человъческаго телa. Въдь тутъ проявились премудрость, благость, красота, величие Художника-Творца, Который создалъ такое тъло свято, чисто, благопотребно, неблазненно, нетлънно — не для блазненности, а для чистаго, праведнаго, честнаго, святаго употребления, и для прославления Творца.

Когда я это сказалъ самъ въ себъ,—всякая похоть пропала. Я сталъ покоенъ и уже нисколько не соблазнялся нагимъ тъломъ женщины, а славилъ Господа, все премудро создавшаго.

 

Св. прав. Иоанн Кронштадтский

 

 

 

Брак в православии

Ты слышал о великом послушании; ты доволен Павлом и рад, что он, как некий дивный и духовный учитель, учит нас порядку в жизни. Хорошо! Но послушай, чего он требует и от тебя: тот же самый пример он приводит и далее.

Мужья, — говорит он, — любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь.

Видел меру послушания? Послушай же и о мере любви. Хочешь, чтобы жена повиновалась тебе, как Христу повинуется Церковь? Заботься и сам об ней, как Христос о Церкви. Хотя бы нужно было пожертвовать за нее жизнью, хотя бы нужно было тысячекратно быть рассеченным, или потерпеть и пострадать что бы то ни было, не отказывайся; но и хотя бы ты потерпел все это, не думай, что ты сделал что-нибудь подобное тому, что сделал Христос. Ты терпишь это, будучи уже в союзе с женою; а Он страдал за Церковь, отвращающуюся от Него и ненавидящую Его. Как Он, когда она отвращалась, ненавидела, npeзирала Его и была развратна, по великому Своему снисхождению покорил ее под ноги Свои, не прибегая ни к угрозам, ни к порицаниям, ни к устрашениям и ни к чему подобному, — так и ты поступай в отношении к своей жене: хотя бы ты видел, что она пренебрегает тобою, что развратна, что презирает тебя, умей привести к своим ногам твоим великим об ней попечением, любовию и дружбою. Нет уз крепче этих, особенно для мужа и жены. Общницу жизни, мать детей и виновницу всех радостей привязывай к себе не страхом и угрозами, но любовию и расположенностью. Что за супружество, когда жена трепещет мужа? Каким удовольствием может насладиться муж, который сожительствует с женою, как с рабою, а не как со свободной? Если бы и случилось потерпеть что за нее, не ропщи; Христос этого не делал.

Учение о любви

И не просто зови ее, а с лаской, с честью, с большой любовью. Уважай ее, и она не будет нуждаться в уважении от других, не будет нуждаться в одобрении других, если будет пользоваться твоим уважением и одобрением. Предпочитай ее всем, во всех отношениях и в отношении красоты, и благоразумия, хвали ее. Таким образом ты убедишь ее не внимать никому постороннему; но пренебрегая всеми чужими. Учи ее страху Божию, и все потечет к тебе, как из источника, и дом твой будет исполнен многочисленных благ. Если станем искать нетленного, то дать полную свободу тому, кого любишь: наш земной брак — подобие брака небесного (Христа с Церковью), а там — полная свобода.

О женщине сказано — «немощный сосуд». Эта «немощь» заключена главным образом в подвластности женщины природным стихиям — в ней самой и вне ее. В силу этого — слабый самоконтроль, безответственность, страстность, слепота в суждениях. Почти ни одна женщина не свободна от этого, она — раба своих страстей, своих антипатий, своего «хочется». Только в христианстве женщина может стать равной мужчине, подчинив высшему началу свой темперамент, приобретая благоразумие, терпение, правильное суждение и мудрость, потому что в этих условиях возможна ее истинная дружба с мужем.

Как грустно и неполно существование девушки и какая полнота существования у женщины. Никакой любовный роман не может заменить брака. Только брак может даровать человеку полноту познания другого человека — это чудо ощущать, осязать, видеть другую личность так же неповторимо и единственно, как и познание Бога.

Иоанн Мейендорф, протоиерей