Интервью


21.11.2007

Раифский светилен: начало

О том, что оздоровительный лагерь, расположенный в с. Ильинское, передан Церкви, мы уже писали в прошлых номерах газеты. Но тема за пару лет как-то сама собой затихла. Что там сейчас, есть ли какая-то «жизнь», стало известно недавно. В редакцию зашел руководитель епархиального отдела по работе с молодежью Александр Хохлов, и тема лагеря, как говорится, «всплыла». Причем соверешенно неожиданно...

— Александр, на Раифском подворье в Казани по Вашей инициативе организованы «Евангельские беседы». Расскажите...

— Сначала была воскресная школа, но так как подворье находится в центре, то в воскресенье молодых людей приходило мало — большинство живут в спальных районах. Мы стали думать, как лучше это все организовать. Может быть, по средам, когда многие приезжают в центр в институты?.. Больше месяца никто не приходил. А потом народ стал понемногу подтягиваться.

— А кто ведет беседы?

— Веду сам. У нас такая система, если допустим, набирается 16 человек, группа делится по 8 человек, чтобы задействовать каждого в этом — чтобы не было «сухих» лекций.

Первоначально все было организовано для молодежи, но потом стали приходить и взрослые, и даже пожилые люди. Стало понятно, что нужно беседы проводить для всех, нельзя никого отталкивать. Надо было создать домашнюю обстановку: приобрели чайник, чашки. Казалось бы, ничем непримечательные вещи, а как это располагает людей для беседы! Кстати, о «Евангельских беседах» почти 80 процентов участников узнали из «Раифского Вестника».

Настоятель Раифского подворья в Казани игумен Филипп очень помог, даже предоставил новое помещение под кабинет. Помогает во всем, с чем бы ни обратился. И в первую очередь, своим невмешательством. Он никогда не указывает. Доверяет.

На территории лагеря. Село Ильинское, Зеленодольский район Республики Татарстан

Сейчас еще и лагерь вот в Ильинке нам доверили...

— Лагерь? Тот самый, что передан епархии?

— Да. Еще несколько лет назад.

Первый раз я ребят привез сюда, было еще тепло. Приехали те, кто приходит на евангельские беседы, это студенчество. Но после увиденного — запущенности и разорения — осталось энтузиастов только четверо...

Отец Константин, настоятель Раифского подворья в Ильинке, так и сказал, что они схлынули из-за того, что увидели всю тяжесть предстоящего труда. Решили восстановить хотя бы одно помещение для начала...

Сегодня у меня есть помощник — мы оба из деревни, кое-что умеем делать. Алексей Мошков — он тоже семинарию закончил. Вдвоем, по воскресеньям, приезжают к нам по 1-2 человека, чтобы нам помогать. А основное мы все вдвоем делаем. На сегодняшний день мы закончили все наружные работы. Сейчас нам электричество проведут — наместник Раифского монастыря отец Всеволод помог. Его материальная помощь — огромное дело!

Большую помощь оказывает отец Константин. Он нам для утепления потолка привез 4 «КамАЗа» стружки. Мы все это наверх подняли, потому что потолок не утеплен, там доски и гипсокартон нужен. А то холодно будет зимой, ведь корпуса вообще не предназначены для зимы. Мы выбрали более теплый корпус, который построен из оргалита...

Все основные работы, конечно, нужно было делать летом, а время уже поджимает, уже белые мухи полетели, решили просто: сделаем заваренку… Отец Константин договорился, и нам привезли из карьера целую машину песка, и мы за один день с Лешей все туда загрузили.

— Вы что, все, действительно, сами делаете?

— Ну да. Сами. (Смеется). Невзрачная обстановка, но только из-за того, что там не покрашено. Я уже нашел маляра, который мне это сделает, причем (спасибо ему!) совершенно бесплатно. Только краску найти и руки.

— А для чего вы устраиваете все это? Какие планы вообще?

— Планируется проводить тематические лагеря, собрался круг людей, у которых есть опыт проведения лагерей. С их помощью зимой мы планируем здесь провести первые чтения. Это будут различные тематики. Например, профилактика наркомании... Мы будем стараться привлекать ту молодежь, которая еще не в Церкви. Например, студентов вузов, техникумов, коледжей... Уже есть договоренности со специалистами, со священниками...

Или, к примеру, можно взять спортивное направление. Можно придти в лагерь на лыжах. Сходить на службу, благо храм рядом, а вечером — беседы или встреча с гостями. И все это в теплой комнате! Сейчас мы и стараемся все сделать для этого! Мы даже кровати привезем для ночевки — в семинарии в этом году была смена мебели. (Смеется).

Утром встали и — на литургию, исповедались, причастились, и — на лыжах. При храме даже баня есть. Как я благодарен отцу Константину! Вряд ли мы на все это решились бы. А монахиня Екатерина? Приготовленная ей трапеза — знаете, как она поддерживает! Мы ведь по семь часов на холоде работали, одевались в тулупы.

А недавно отец Константин заговорил о ледовом городке на озере — так неужели мы не поможем! Конечно! Это же так интересно — красота будет в Крещение! Недавно я поговорил с четырьмя крепкими парнями насчет проведения печей, чтобы тепло было. Все уже рассчитано, какое надо отопление, на сколько квадратных метров и так далее. Прежде чем сюда везти ребят, нам нужно будет на своей шкуре испытать, тепло тут или нет. И вот в начале декабря мы поедем ровно на сутки туда. Посмотрим, как оно будет. А то, как обычно бывает, привезешь народ, а они роптать начнут, холодно...

— А название лагерю уже придумали?

— У нас уже было условное название у летнего лагеря — «Волжский светилен». Светилен — это песнопение, если помните, которое поют для того, чтобы Господь послал умиротворение, радость, истину. Как псалом. Но так как все-таки мы находимся под опекой Раифского подворья и самого монастыря, название решено изменить на «Раифский светилен». Именно на это название мы хотим брать благословение у владыки. Думаю, что он будет не против.

Как только зимний корпус будет готов — совершим освящение. Пригласим владыку Анастасия, архимандрита Всеволода. Как будет красиво, когда зажгутся елки на Рождество, когда между этого запустения, где ветер гуляет, будет устроен вертеп — как островок среди разрушенного лагеря...

Можно так все хорошо устроить! А невоцерковленная молодежь, которая будет с нами поймет, что Церковь, это не только старые бабушки, что это все в ней пропитано русской национальной идеей, патриотизмом.

Хочу добавить, что сейчас мы зарегистрировались как общественная организация православной молодежи, осталось только банковский счет открыть. Почему не религиозная? Религиозная организация практически не имеет прав в государстве. А зарегистрированное общество имеет право участвовать в конкурсах, имеет право на гранты, то есть имеет более широкие возможности, тем более православно ориентированное. Мы даже табличку повесим на Раифском подворье в Казани, что создана общественная организация православной молодежи.

Мы как-то в последнее время свыкаемся с мыслью, что молодежь нынешняя настроена на построение собственной карьеры — они образованны, амбициозны. А тут как-то все наоборот: бескорыстность, альтруизм.... мечты даже. Неужели это в самом деле так?

Как-то так сложилось, что о лагере рассказала дочери. Возраст как раз тот, что и у ребят. И вдруг слышу: «Я поеду тоже в воскресенье в Ильинку. Просто так... помогу. Там жизнь чувствуется настоящая».

Думала, что шутит. Нет. Поехала.

Ольга Крестинина