Интервью


31.08.2008

Осуждение исполнено несправедливости

...Твоя способность суждения — это дар, данный тебе Богом, но пользуется им тангалашка, который заставляет тебя осуждать и грешить. Поэтому, пока твоя способность суждения не очистится и не освятится, пока не придет Божественное просвещение, не доверяй собственному мнению. Если у человека не очистилась способность суждения, а он суется в чужие дела и судит других, то постоянно впадает в осуждение.

— А как может освятиться способность суждения ?

— Нужно еe очистить. У тебя может быть благое произволение и желание, но ты уверена, что всегда судишь правильно. Однако твой суд человеческий, мирской. Постарайся освободиться от человеческого, стяжать бескорыстие, с тем чтобы пришло Божественное просвещение и твой суд превратился в духовный, Божественный. Тогда твой суд будет отвечать Божественному, а не человеческому правосудию, будет в согласии с любовью и милосердием Божиим, а не с человеческой логикой. Только Бог судит праведно, потому что только Он знает сердца людей. Мы, не ведая праведного суда Божия, судим «по наружности», внешне, и потому осуждаем и несправедливо обвиняем других. Наш человеческий суд — это величайшая несправедливость. Помнишь, что сказал Христос: «Не судите на лица, но праведный суд судите».

Нужна большая осторожность, мы никогда не можем знать истинного положения вещей. Много лет назад в монастыре на Афоне жил благочестивый диакон, который в один прекрасный день оставил монастырь и вернулся в мир, на родину. Тогда отцы говорили о нем разное. Но что произошло ? Кто-то написал ему, что его сестры до сих пор не устроены в жизни, и он, боясь, как бы они не сбились с правильного пути, поехал им на помощь. Нашел работу на одном из заводов и жил ещe аскетичнее, чем в монастыре. Как только он устроил сестер, оставил работу и снова пошел в монастырь. Игумен, увидев, что он всe знает: устав, послушания и т. д., спросил, где он этому научился. Тогда он открыл своe сердце и всe ему рассказал. Игумен сообщил епископу, и тот сразу рукоположил его во священника. Потом он уехал в один дальний монастырь, где строго подвизался, достиг святости и помог духовно многим людям. А те, кто не знают, чем дело закончилось, возможно, до сих пор его осуждают.

Мы должны быть очень осторожны с осуждением! Какую несправедливость мы причиняем ближнему, когда его осуждаем! Хотя в действительности мы причиняем несправедливость себе, а не другим, потому что Бог от нас отвращается. Ничто так не ненавистно Богу, как осуждение, потому что Бог праведен, а осуждение исполнено несправедливости.

КАК МЫ ДОХОДИМ ДО ОСУЖДЕНИЯ

— Геронда, почему я часто впадаю в осуждение ?

— Потому что смотришь на других. Любопытствуешь и хочешь знать, что делает одна сестра, что другая. Собираешь материал, чтобы тангалашке было чем заниматься и ввергать тебя в осуждение.

— Раньше я не замечала недостатки других, а теперь замечаю и осуждаю...

— Теперь ты видишь недостатки других, потому что не видишь свои собственные.

— Геронда, откуда происходят помыслы осуждения?

— От самомнения, то есть от гордости и от склонности к самооправданию.

— Геронда, осуждение бывает из-за недостатка любви?

— И из-за недостатка любви бывает, и из-за презрения. Когда у тебя нет любви, то нет и снисходительности к чужим ошибкам, ты мысленно унижаешь и оскорбляешь других. Потом приходит тангалашка, подталкивает их к новой ошибке, ты видишь еe, осуждаешь их опять, а потом начинаешь относиться с презрением.

— Геронда, иногда меня огорчает сестра, с которой я вместе работаю, и я еe осуждаю.

— Откуда ты знаешь, со сколькими тангалашками в это время борется сестра? Может, на нее нападало пятьдесят демонов, пытаясь победить, чтобы ты потом сказала: «А, вот ты какая». И когда увидят, что ты ее oбидела, то придет уже пятьсот демонов, чтобы унизить ее перед тобой, дабы ты осудила ее еще больше. Например, ты можешь сказать: «Сестра, не клади туда эту вещь, ее место здесь». На следующий день тангалашка может сделать так, что она забудет, что ты ей говорила, и положит вещь на старое место. Сделает еще что-нибудь не так, и ты станешь мысленно говорить: «Разве вчера я ей не сказала, а сегодня она делает то же самое. Еще и других дел натворила!» Тут ты ее осуждаешь и не можешь удержаться, чтобы не сказать: «Сестра, разве я тебе не говорила не класть это туда? Это беспорядок. Ты меня искушаешь своим поведением!»

Вот и все: диавол сделал свое дело! Сделал так, что ты ее осудила и испортила с ней отношения. А она, не зная, что ты была виновником ее невнимательности, будет чувствовать угрызения совести за то, что привела тебя в смущение, и впадет в печаль. Видите, с каким лукавством работает тангалашка, а мы его слушаем.

Поэтому постарайтесь никого не осуждать, осуждайте только тангалашек, которые из Ангелов сделались демонами, и вместо того, чтобы покаяться, становятся все более лукавыми и злыми и изо всех сил стараются довести до погибели создания Божии. Лукавый побуждает людей делать странные действия и создавать беспорядок и сам же внушает другим людям помыслы осуждения, побеждая таким образом и тех, и других. Но те, кто создает беспорядок, чувствуют потом свою вину и каются, а другие, которые осуждают, оправдывают себя, надсмеиваются и падают так же, как пал лукавый, — от гордости.

старец Паисий Святогорец,
«Слова. Том 5.
Страсти и добродетели»