Интервью
Добро в конечном счете победит
Редакцию «Труда» впервые посетил Святейший Патриарх Алексий II. Его визит был приурочен к десятилетию рубрики «Лампада», которую отмечает в нынешнем году это издание. Беседа с журналистами в редакции газеты «Труд» стала первым публичным выступлением Святейшего Патриарха после Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. С этой темы и началась беседа, вел которую главный редактор «Труда» А.Потапов.
— Ваше Святейшество, чем, на Ваш взгляд, особенно примечателен Архиерейский Собор 2004 года?
— Это первый Архиерейский Собор, который состоялся уже в новом веке, в третьем тысячелетии. Предыдущий, 2000-го года, носил, скорее, юбилейный характер. Нынешний же Собор был сугубо деловым, на нем рассматривались самые насущные для нас вопросы: как жить Русской Православной Церкви, как осуществлять церковную деятельность в современных условиях. Учитывая роль и авторитет Церкви в сегодняшней жизни, надо признать, что значение этого события велико для всего общества. Очень важно, на мой взгляд, что наш Собор прошел в обстановке взаимопонимания, доброго сотрудничества и свободной дискуссии. Мы дали оценку трудам православного возрождения за четыре с лишним года и определили приоритеты на будущее.
На Архиерейском Соборе были причтены к лику общецерковных святых подвижники, уже почитаемые в российских регионах. Принят целый ряд документов, касающихся внутренней и внешней жизни Церкви. В их числе — Временное положение о церковном судопроизводстве, которое существенно облегчит епархиальную жизнь. Стоит выделить и решения в отношении развития диалога со старообрядчеством и с Зарубежной Церковью.
— Заметным событием стала встреча участников Архиерейского Собора в Кремле с Президентом России В.В.Путиным. Не могли бы Вы поделиться личными впечатлениями об этой встрече и о том, как складываются в последние годы взаимоотношения Церкви и государственной власти, а также лично Патриарха и Президента?
— В одной из газет эту встречу даже назвали «духовным Госсоветом», потому что Президент принимал епископат в Александровском зале, где обыкновенно проходят заседания Государственного Совета. Должен сказать, что беседа была сердечной и открытой. Это, кстати, уже не первая встреча в таком формате. Это, конечно, характеризует состояние наших взаимоотношений с государственной властью.
Иногда в средствах массовой информации звучат предположения о том, что Русская Православная Церковь стремится стать государственной Церковью. Это неверно. У нас нет такого стремления. У Церкви и государства — разные задачи, но соработничество по многим вопросам мы должны осуществлять. На встрече с епископатом в Кремле Президент назвал те сферы сотрудничества, которые и мы считаем важными. Это нравственное здоровье нашего общества, поддержание мира и согласия в обществе, преодоление межнациональных конфликтов, а также межрелигиозных противостояний, если бы таковые возникали. Слава Богу, Россия показывает пример доброго сотрудничества традиционных религий...
Что же касается моих личных отношений с Президентом России, я считаю их хорошими. У нас есть взаимопонимание по целому ряду принципиальных вопросов. Мы регулярно общаемся, и не только по сугубо деловым проблемам. Когда, например, Президент направляется куда-либо в паломничество, он звонит мне, и я, в свою очередь, когда уезжаю за рубеж России, тоже ставлю его в известность.
Наше общение помогает найти решения некоторых непростых проблем. И на встрече в Кремле, когда ставились вопросы о возвращении церковной собственности, Президент отметил: «Об этом мы много говорим с Его Святейшеством». При этом глава государства сказал во всеуслышание, что пришло время возвращать Церкви долги.
— Прежде всего, это касается земельного вопроса, о чем сказано уже немало. Но, прежде всего, речь идет о земле, на которой стоят храмы, а как обстоят дела с монастырскими сельхозугодьями?
— Новый закон дает возможность региональным органам власти передавать сельскохозяйственные земли религиозным организациям. Но фактически у нас так уже и происходит. Многие наши монастыри — Троице-Сергиева Лавра, Саввино-Сторожевский монастырь, Николо-Угрешский монастырь — имеют земельные наделы, которые успешно обрабатывают, показывая, как нужно хозяйствовать на земле.
Например, в Рязанской области, где весьма эффективно использует землю Сретенский монастырь, соседний колхоз, который совсем опустился, обратился к настоятелю с просьбой: возьмите и нас к себе, станьте у нас председателем колхоза. Что ж, при некоторых условиях было дано согласие. А условия простые: не пьянствовать, честно работать и относиться к земле так, как относились наши предки. Этот колхоз стал подниматься на глазах.
И такие примеры не единичны. Поэтому я и в Государственной Думе говорил: что ж, если не будет решен вопрос о землях сельскохозяйственного назначения, лучше пускай бурьяном зарастают угодья? Монастыри ведь и раньше давали пример хозяйствования на земле. Только разница в том, что прежде в монастыри шли в основном крестьяне, и свой опыт хозяйствования они привносили в монастырскую жизнь...
— В итоговых документах есть слова о том, что здоровая, многодетная семья — это не частное дело, а долг христианина, место его подвига. Надо ли понимать, что Церковь призывает паству и таким образом бороться за возрождение России?
— Нас очень беспокоит эта проблема, и не случайно она была поднята на Соборе. Мы говорили о демографических проблемах страны, об укреплении семьи, потому что семья — это, по словам апостола Павла, малая Церковь, а в светском понимании семья — это ячейка общества, многое зависит от семьи и в решении демографической проблемы. Обсуждению этих проблем сразу же после Собора мы посвящаем специальную конференцию. Социальная ситуация у нас еще со времен советского периода такова, что работать вынуждены и муж, и жена. Своего ребеночка они отводят в детский сад, а воспитание ребенка должно все-таки проходить в семье. Ветхозаветная заповедь говорит: «Чти отца твоего и матерь твою, и благо тебе будет, и долголетен будешь на земле». Это единственная заповедь, которая обещает человеку долголетие. И обещает его — за почитание отца и матери. А что мы видим сегодня? Часто случается, что, как только родители становятся не нужны, их стараются отправить в дом для престарелых. Таким образом разрушается семейный уклад. Ведь как важны для воспитания детей те же бабушки! Я думаю, что и вера-то у нас в стране во многом сохранилась потому, что бабушки многих детей воспитывали.
— На Соборе говорили о необходимости выработать позицию Церкви по отношению к процессу глобализации. Каков Ваш личный взгляд на эту проблему?
— Россия имеет свою тысячелетнюю историю, и нам нельзя раствориться в западном менталитете. Надо бережно сохранять свою культуру, свои традиции. Не стоит стремиться всех причесать под одну гребенку. И в том, что у разных народов есть собственное лицо, заключается, на мой взгляд, великое благо для человечества. Ведь каждый народ имеет свою культуру, свою бесценную самобытность, и эту самобытность нельзя стирать, надо ее всемерно поддерживать, развивать и укреплять.
Собор поручил Священному Синоду выработать ясную позицию Церкви по вопросу глобализации, которая действительно активно наступает во всем мире, но противостоять ей, я считаю, надо не оружием, а своим вкладом в сохранение национальной самобытности.
записал Валерий Коновалов