Интервью
Пока жива искренняя вера...
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил о том, что вера миллионов людей, пришедших поклониться Поясу Пресвятой Богородицы, доказала реальность существования Святой Руси.
Пояс Пресвятой Богородицы был одной из трех главных святынь Константинополя, связанных с земной жизнью Божией Матери; кроме Пояса, в Царьграде хранились Риза (точнее, мафорий) Девы Марии и икона Божией Матери Одигитрии, написанная, по преданию, евангелистом Лукой. Именно обладание этими тремя святынями и было одним из главных оснований для того, чтобы считать Константинополь городом Божией Матери — выражение Град Твой, Богородице, встречающееся во многих и многих византийских песнопениях (и, в том числе, и в песнопениях праздника Положения Пояса Пресвятой Богородицы), для византийцев было синонимом слова Константинополь. При императоре Восточной Римской империи Аркадии (император с 395 г.; ум. в 408 г.) Пояс Пресвятой Богородицы был доставлен в Константинополь и помещен в прекрасный ларец, который обрел свое место в одном из трех главных Богородичных храмов Царьграда — Халкопратийскую церковь. На протяжении столетий ларец с Поясом Богоматери не открывали, но спустя пять веков после Положения Пояса в Халкопратийском храме, при императоре Льве VI Мудром, его жене Зое Карбонопсине было видение, что она избавится от своего недуга. Император открыл ларец и обрел Пояс в целости и сохранности... Пояс Пресвятой Девы был возложен на голову страждущей императрицы, и та исцелилась. Глубоко символична дата празднования Положения Пояса Пресвятой Богородицы. Этот праздник является продолжением праздника Успения Пресвятой Богородицы — он не только посвящен Божией Матери, но само событие дарования Пояса произошло в связи с Успением. |
То, что произошло в связи с посещением этой святыней нашей земли, являет силу Божественной благодати нашему народу, который в значительной степени еще пребывает в безверии и отстоит далеко от Церкви, даже будучи формально крещеным. И когда миллионы людей прикасаются к этой святыне, выстаивая сутками в мороз и под дождем, то тем самым является сила Святой Руси, которую многие уже считали умершей, безвозвратно потерянной.
Тяжелейшие испытания XX века лишили нас многого из того, что было силой и славой нашего народа. Ослабел дух, деградировали многие стороны нашей общественной жизни, не так ярко стал проявляться талант русского человека, и многим показалось, что не выйти нам из этого оцепенения, порожденного страшными трагедиями XX века. Однако принесение Пояса Пресвятой Богородицы вдруг дало возможность увидеть, может быть, самое сильное и великое, что сохраняется в жизни народа, — эту сильную, горячую, искреннюю веру людей. И пока жива эта вера, врата ада не одолеют нас. Пока жива эта искренняя вера, есть надежда на возрождение и общественной жизни, и политической стабильности, и социальной справедливости. Есть надежда на развитие науки, техники, искусств, есть надежда на возрождение человека.
А возрожденная душа, исполненная Божественной силы, способна на совершение любого подвига. Нам было жизненно важно увидеть то, что мы увидели. А ведь сколько миллионов людей еще не приложились к Поясу Пресвятой Богородицы! Мы могли бы составить хоть какое-то представление о том, чем сегодня является Святая Русь, если бы Пояс пробыл здесь год или два. Но невозможно, чтобы в минуту проходило большее количество людей, чем проходило за время посещения этой святыней городов нашего Отечества. И мы благодарим Господа за милость, явленную нам через принесение Пояса Честныя Богородицы. Мы благодарим Бога за всех тех людей, чья вера и терпение увенчались великим чудом прикосновения к святыне. Мы верим, что по молитвам искренним и сердечным, по вере тех, кто прикасался к этому образу, Царица Небесная даст все просимое. Более же всего мы просим, чтобы через это прикосновение земли Русской к Пресвятой Богородице еще более укрепилась вера православная, чтобы она стала главной мотивацией наших значимых поступков в личной, семейной, общественной жизни. Умолим Пресвятую Богородицу приклонить милость Свою ко всему историческому Отечеству нашему и даровать всем потребное ко спасению и жизнь вечную.
О том, как в ответ на вопрос «кто мой ближний» Господь рассказал притчу, ясно показавшую, что ближним является тот, кому мы делаем милость, ради кого мы совершаем добрые дела.
Многие муки и страдания современного человека — от одиночества; современных обществ — от разделения. Как много порождено нашей культурой или, лучше сказать, псевдокультурой, стереотипов мышления, поведения, создающих многие барьеры в жизни человеческого общества — политических, экономических, национальных, религиозных, культурных! Единственным способом преодолеть эти разделения является способность человека опознать в другом своего ближнего. Ближний — это тот, с кем мы готовы жить вместе, с кем мы готовы трудиться вместе. Ближний — это максимальное выражение человеческой солидарности.
Никакие учения человеческие (см. Мф. 15:9) неспособны воспитать в нас подлинную солидарность и готовность жить и трудиться вместе, как только следование Божиему закону. А Господь прямо говорит: ближним становится тот, кому мы делаем добро. Общество, которое исторгает добро из своей жизни, не имеет никаких шансов быть единым. Оно будет разделяться человеческим грехом, соблазнами, вносимыми в жизнь человека различными учениями — чаще всего греховными, недобрыми, неспособными объединить людей. Нет другой силы, которая способна объединить и сохранить наши семьи, отношения между супругами, между родителями и детьми. Нет другой силы, которая способна сплотить наши коллективы. Нет другой силы, которая способна сплотить наш народ, как только совершение милости и добра по отношению к другому человеку. Прошлым летом страна наша страдала от ужасных пожаров. И как это горе всколыхнуло людей! Сколь многие стали совершать добро! И все это сохраняется в памяти, потому что добро соединяет человеческие сердца.
Но есть еще нечто очень важное, чему учит нас святой Иоанн Златоуст. Он говорит: «Что хотите получить от Бога, прежде дайте ближнему своему». Не может быть услышана молитва, не может быть дано свыше по прошению нашему, если сердце наше глухо к мольбам других людей. Именно добро и милосердие оживотворяют нашу веру. И тот же Златоуст говорит: «Нет никакой пользы в правой вере, если мы не живем беспорочно».
Вот так и смыкается все воедино: наша молитва к Богу, наша устремленность к счастью, к благополучию, к единству, к силе нашего Отечества и наша способность делать добрые дела. Проникнемся великой мудростью, которую сегодня Бог через Церковь предлагает всем нам, и постараемся увидеть в каждом человеке не чужого, не отделенного от нас неведением, забвением или окамененным нечувствием, но живую личность, предмет нашей заботы и нашего доброделания. Верим, что по слову Божию в тех, к кому мы обратим свои добрые дела, мы обретем ближних своих, и да поможет нам Господь в наших трудах.
http://www.patriarchia.ru