Люди


15.06.2003

Несение Креста Христова

Иеромонах Филарет (Златоустов)Иеромонах Филарет (Златоустов)

Выдающийся ученый Сергей Владимирович Златоустов заведовал кафедрой по приборам и автоматам для летательных аппаратов КАИ 25 лет. Опубликовано около 130 его научных работ.

Профессор Магдебургского технического университета. Читал лекции в Германии, Италии.

В молитве во время клинической смерти в 1983 году обещал в дальнейшем посвятить все силы и время ближним, меньше заботясь о себе. Постепенно сформировалось убеждение, что нужно приложить все силы для служения Богу и людям.

В 1990 году был пострижен в монахи с именем Филарет, рукоположен в иеромонахи в январе 1991 года на Раифском подворье в храме Петра и Павла.

В настоящее время несет служение в Раифском монастыре.

В конце Великой Отечественной войны у И. В. Сталина на губе образовалась язвочка. Он, как известно, курил трубку. Эта трубка, постоянно раздражающая губу, табачный сок и громадное нервное напряжение, по-видимому, явились причиной.

Врачи опасались возникновения злокачественного новообразования и считали необходимым операционное вмешательство. Сталин опасался: он знал, что у него много врагов, явных со стороны Гитлера и неявных, хотевших отомстить ему за репрессии прошлых лет. Время шло, наконец, Сталину сообщили, что есть выдающийся ученый-хирург, но он репрессированный епископ, и, кроме того, к Сталину может явиться только в рясе и с крестом. Сталин распорядился привезти епископа Луку.

Иосиф Виссарионович беседовал с епископом Лукой около получаса и согласился на операцию. Операция (как и все, которые проводил святой Лука), прошла успешно, после нее даже не осталось следов.

В феврале 1944 года епископ Лука получил разрешение на выезд из Сибири. Он был назначен архиепископом Тамбовским и Мичуринским. Осенью 1945 года он был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне», а в декабре ему была присуждена Сталинская премия первой степени «За выдающиеся успехи в медицине». Написанный проф. В.Ф. Войно-Ясенецким — епископом Лукой труд «Очерки гнойной хирургии» и книга по лечению болезней и ран больших суставов являются и сегодня одними из основных учебников по хирургии. Но, по-видимому, определенную роль в награждении сыграла операция. А премию архиепископ Лука пожертвовал сиротам павших в войне воинов.

Эту историю мне рассказала моя мать незадолго до смерти. У моих родителей было много друзей из среды крупных ученых-медиков (А.В.Вишневский, Н.К.Горяев, В. И. Катеров, Е.И. Адамюк и др.). Узнали родители о рассказанном, с условием хранения в строжайшей тайне, от одного из ведущих специалистов, курировавших правительство.

Из записок иеромонаха Филарета (Златоустова)

Архиепископ Лука (Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий). Выдающийся ученый, профессор-хирург.

11 июня 1961 года скончался один из самых замечательных людей России XX века архиепископ Лука, он же профессор-хирург Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. Родился он 27 апреля 1877 года в Керчи в семье обедневшего потомка русских князей. С детства увлекался рисованием и наряду с гимназией окончил в Киеве, куда переехали родители, и художественное училище. Его больше всего интересовали люди, он часто рисовал богомольцев в Киево-Печерской лавре, беседовал с ними, и это привело к мысли быть в своей жизни полезным другим людям. Православным воспитанием его с раннего детства руководила мама. Вместо художественной академии, как рекомендовали ему учителя, он поступает на медфакультет Киевского университета.

Молодой врач направляется в военный госпиталь в Чите — шла русско-японская война. Здесь он получил большой практический опыт в хирургии и начал заниматься наукой, пытаясь найти новые методы лечения при нагноении огнестрельных ранений. Здесь же он обрел и человеческое счастье, женившись на Анне Ланской, которую раненые за доброту и отзывчивость называли «святой сестрой».

После войны Валентин Феликсович работал в разных больницах России, талантливо проводя хирургические операции и накапливая материал для своих будущих книг, принесших ему мировую славу. Будучи земским врачом, он столкнулся с большими трудностями и опасностями применения общего наркоза при плохих помощниках. В это время к нему в руки попала книга профессора Брауна по местной анестезии... Валентин Феликсович решил переехать в Москву, чтобы в условиях института оперативной хирургии заняться научной работой...

Научную работу он совмещал с обязанностями хирурга уездной больницы в Переяславль-Залесском. Несмотря на напряженную работу, он неукоснительно посещал храмы, и каждый пост исповедовался и причащался.

В 1916 году он блестяще защитил в Москве докторскую диссертацию по местной анестезии и вскоре был приглашен на должность главноыго врача и профессора университета в Ташкенте. Там скончалась от скоротечной формы туберкулеза его жена, и он остался один с четырьмя детьми. Тяжелая потеря заставила глубоко верующего вдовца еще усерднее обратиться к Богу. Он кроме молитвы в храме стал посещать собрания церковного братства и несколько раз проводил беседы на темы Священного Писания.

«Доктор, Вам надо быть священником!» Эти слова епископа Ташкентского и Туркменского Иннокентия были восприняты как Божий призыв и Валентин Феликсович, ни минуты не размышляя, ответил: «Хорошо, Владыко! Буду священником, если это угодно Богу!». В праздник Сретения Господня 1921 года он был рукоположен в иерея. Патриарх Всея Руси Тихон, узнав об этом, прислал ему указание не прекращать врачебной деятельности. Слава выдающегося врача распространилась далеко за пределами Ташкента.

Время было трудным, Церковь терзали раскольники, преследовали власти. Профессор Войно-Ясенецкий читал лекции в университете в рясе и с крестом, так же он приходил и в больницу, терпя оскорбления и даже побои. Перед операционной он повесил икону Божией Матери, и когда ее пытались снять, он твердо заявил, что в этом случае покинет больницу. Он был чужд компромиссам, в проповедях призывал сохранять верность Православной церкви и следовать за патриархом Тихоном. Священнослужителей принуждали отречься от церкви: некоторых расстреляли, а многих сослали.

Отец Валентин размышляет: «Господь сказал, что каждый из нас должен взять свой крест. Для каждого Богом приготовлен свой крест. Очень важно, чтобы мы поняли, что такое наш крест и взяли его».

Выбор сделан: он постригается в монахи с именем Лука — это имя апостола-евангелиста, врача и иконописца. 31 мая 1923 года состоялась хиротония иеромонаха Луки во епископа.

...арест по лживому обвинению и ссылка в Сибирь. В Туруханске храмы разгромлены, епископ служит в простой комнате и лечит больных.

В феврале 1926 года получено разрешение выехать на родину, а с марта 1926 по конец 1927 года он снова на кафедре епископа Туркестанского. Власти не успокаиваются, против епископа натравливают невежественных людей... И снова на Север.

Вторая ссылка закончилась в 1933 году, епископ Лука служит и пишет научную работу по гнойной хирургии, ставшей учебником и настольной книгой врачей в России и за рубежом. Несмотря на перенесенные страдания, епископ-врач не потерял любовь к людям, она только укрепилась и усилилась. Обращаясь к врачам, он пишет: «Приступая к операции, нужно иметь в виду не только брюшную полость, а всего больного человека. Он в смертельной тоске и страхе, сердце у него трепещет не только в прямом, но и в переносном смысле. Поэтому позаботитесь о том, чтобы избавить его от тяжелой психической травмы от вида операционного стола, разложенных инструментов и людей в масках — усыпите его вне операционной».

В декабре 1937 года епископа Луку арестовали снова, восемь месяцев допросов с избиениями и пытками привели его на грань смерти. Наконец ссылка в деревню много севернее Красноярска, но и здесь он служит Богу и людям.

В 1941 году он обращается к правительству с просьбой направить его для лечения раненых, соглашаясь отбыть оставшийся срок ссылки после войны. Его не освобождают, но назначают консультантом госпиталей Красноярска, а затем главным хирургом основного эвакогоспиталя, но ... дважды в неделю он должен регистрироваться в милиции. Тысячи раненых спас епископ-профессор, выучил десятки врачей. Все это совмещалось с архиерейским служением в Красноярской епархии...

Правительство начало понимать, что без помощи церкви войну выиграть трудно. 4 сентября 1943 года И Сталин принимает группу высших священнослужителей, а через несколько дней одним из шести членов Священного Синода стал Лука — епископ Красноярский. Его переводят архиепископом в Тамбов и назначают главным хирургом госпиталей округа. В 194б году за «Очерки гнойной хирургии» и книгу «Поздние резекции при инфицированных ранениях больших суставов» ему присуждают Сталинскую премию первой степени...

Для него всегда превыше всего верность Богу, правда и добро. Не всем это нравится, и 68-летнего архиепископа направляют в почетную ссылку в разоренную Симферопольскую епархию... Здоровье ухудшается и, написав последнюю книгу, он полностью теряет зрение. Слепой Лука продолжал служить Богу и прихожанам.

Епископ Лука был не только выдающимся врачом, но и серьезным богословом. Он написал замечательную книгу «Дух, душа, тело» в которой доказывает, опираясь на многочисленные свидетельства Библии, что душа человека находится в сердце... В книге «Наука и религия» он четко показал, что честные ученые понимают под наукой стремление познать все совершенное Творцом и знают, что истина открывается им Богом. Он справедливо утверждал, что наука может способствовать укреплению веры, если правильно понимать ее результаты.

Начались хрущевские гонения на Церковь. Архиепископ Лука выходит с проповедью «Не бойся, малое стадо!», 1961 год — пик гонений, церковными советами теперь управляют не настоятели, а старосты — ставленники властей, повсюду закрываются храмы (по стране около 10 000), архиепископа замучили уполномоченные. В этот год 11 июня, в день Всех Святых в земле Российской просиявших, он закончил свой земной путь — путь неукоснительного выполнена заповеди любви к ближним.

24 мая 1996 года Святитель Лука причислен к лику святых Русской Православной церкви.