Люди


30.03.2008

На кончину митрополита Лавра

Его торжественно встречали по всей стране и награждали орденами и премиями. Но при этом он совершенно не соответствовал привычному нам образу главы церкви или вообще какого бы то ни было лидера...

 

Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей митрополит ЛАВР

Будущий митрополит Лавр (в миру Шкурла Василий Михайлович) родился 1 января 1928 г. в г. Ладомирово (Чехословакия, ныне — Словакия) на Пряшевской Руси, по национальности — карпаторосс.

В 11-летнем возрасте вступил в братию монастыря преподобного Иова Почаевского в Ладомирово, основанного иноками Почаевской лавры, а в 1944 г. стал послушником монастыря. В 1946 г. эвакуировался вместе с монастырем в Джорданвилль (США), где был основан новый Свято-Троицкий монастырь, ставший впоследствии духовным центром РПЦЗ.

В 1947 году пострижен в рясофор, а 19 марта 1948 года — в мантию с наречением имени в честь св. мученика Лавра. Постриг совершил архиепископ Виталий (Максименко), основатель Свято-Троицкого монастыря; 14 января 1950 г. рукоположен в иеродиакона, а 27 июня 1954 г. — в иеромонаха.

С 1954 г. и до последнего времени преподавал в Свято-Троицкой семинарии догматическое богословие и каноническое право. С 1958 года — инспектор семинарии. 6 сентября 1959 г. был возведен в сан игумена. 17 апреля 1966 года возведен в сан архимандрита.

13 августа 1967 г. хиротонисан во епископа Манхэттенского, викария Восточно-Американской епархии и назначен секретарем Архиерейского Синода.

С 18 июля 1976 г. — настоятель Свято-Троицкого монастыря и управляющий Троицко-Сиракузской епархией; с 12 октября этого же года — правящий архиерей и ректор Свято-Троицкой семинарии (сменил на этих постах архиепископа Аверкия (Таушева)) и главный редактор журналов «Православная Русь», «Православная жизнь» и «Православный путь».

В 1981 году возведен в сан архиепископа. 10 июля 2000 года Архиерейским Синодом назначен заместителем Первоиерарха РПЦЗ.

До этого последовательно занимал посты заместителя секретаря и секретаря Архиерейского Синода, а с 10 июля 2001 г. исполнял обязанности Первоиерарха РПЦЗ в должности его заместителя.

На Соборе 17-27 октября 2001 г. был избран Первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей, митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским.

17 мая 2007 г. в Храме Христа Спасителя совместно с Патриархом Московским и всея Руси Алексием подписал Акт о каноническом общении — документ, положивший конец разделению Русской Церкви.

...В 1986 году, когда умер предстоятель РПЦЗ митрополит Филарет (Вознесенский) любимый паствой архиепископ Лавр виделся как наиболее вероятный кандидат на митрополичью кафедру. Но церковь возглавил митрополит Виталий (Устинов), отличавшийся крайней нетерпимостью к Московскому Патриархату. В период, когда Церковь в России была освобождена и, казалось бы, причин для продолжения политического по своей сути раскола больше нет, вместо воссоединения началась жестокая конфронтация. РПЦЗ открыла свои приходы в России и предъявляла все новые и новые претензии к РПЦ. Та, в свою очередь, претендовала на храмы РПЦЗ в зарубежных странах.

Архиепископ Лавр меж тем с жадностью впитывал новости из России и оказывал тихую поддержку тем силам в РПЦЗ, которые выступали против антимосковской «генеральной линии»...

Только осудит официальный орган РПЦЗ перенесение мощей преподобного Серафима Саровского из Петербурга в Дивеево в 1991 году как едва ли не открытие «лже-мощей» в «безблагодатной» московской церкви, а владыка Лавр не выступит с критикой статьи, а инкогнито поедет в Дивеево и послужит молебен у этих мощей. Однако об этом становится известно, и разговора о «безблагодатности» уже вроде как нет...

В 90-е годы архиепископ Лавр совершил несколько таких тайных поездок по России — в одежде простого иеромонаха, не объявляя о своем приезде в тот или иной монастырь или храм.

«Только не называй меня владыкой!», — вспоминает протодиакон Лохматов указание своего духовного отца во время этих поездок. «Владыка был очень наблюдательный. Как он в монастыре всегда видел гораздо больше, чем люди думали, что он видел и знал, то же самое относится и к России. Он все подмечал, следил за жизнью там, особенно — за жизнью православных людей, и это его толкнуло к тому, что пора уже это дело (разделение) завершить».

...В 2001 году митрополит Виталий ушел на покой, объявив затем, что был принужден это сделать и оказался в итоге в расколе — одном из многих в РПЦЗ, сопутствовавших воссоединению основной ее части с Московским Патриархатом. Митрополитом тогда был избран Лавр.

«И вот то, чего я боялся, это меня постигло, — сказал он, принимая пост. — Вот, на старости моей собратья мои архиереи связали меня и вручили мне корабль нашей Русской Зарубежной Церкви. Я это принял за послушание Богу, Церкви Христовой и нашему Архиерейскому Собору. Сам я не чувствую никаких своих преимуществ и каких-либо сил, чтобы вести этот корабль. Только полагаюсь на помощь Божию, на молитвы нашей паствы...».

После встречи с Путиным в мае 2004 года начался сложный переговорный процесс. По свидетельству его участников, несколько раз переговоры были на грани срыва — настолько различен был опыт и подходы у двух частей Русской Церкви. Когда перспектива воссоединения стала ясно прорисовываться, в РПЦЗ усилились брожения. Многие были не согласны. Протодиакон Лохматов вспоминает, как болезненно переживал митрополит эти разногласия, но не показывал своих эмоций. Благодаря тому мирному духу, который отмечают все встречавшиеся хоть раз с митрополитом Лавром, число отколовшихся приходов удалось свести к нескольким десяткам, и ограничить главным образом территорией бывшего Советского Союза, где люди приходили в РПЦЗ в основном из оппозиции официальной церкви. Да и вообще руководство его было таким же тихим, как и все его пастырство...

Надо ли говорить, что уход митрополита Лавра — это смерть, о которой только и могут мечтать православные верующие... Вернувшись из очередной поездки по России, отслужив все службы первой недели Великого поста 80-летний старец тихо умер во сне в то самое время, когда Церковь празднует Торжество Православия.

И последнее. Работая над этим некрологом, я долго искал в опубликованных выступлениях митрополита Лавра какую-нибудь емкую цитату, характеризующую национальное, общественное и историческое значение воссоединения Русской Церкви. И не нашел. Он говорил о единстве совершенно другими, непривычными нам словами. «Мы должны спасать свои души в любви друг ко другу и в единстве, — сказал он меньше месяца назад. — А это требует колоссального труда, терпения, смирения и снисхождения. Будем же активно стремиться к этим добродетелям, чтобы развивать и укреплять достигнутое нами, с Божией помощью, единство и церковный мир, чтобы разделения, постигшие Русскую Православную Церковь и народов нашего Отечества в трагическом ХХ веке, более не повторялись. Пусть каждый начнет заботиться о мире внутреннем, о мире со своей совестью, то есть о личном мире и согласии в жизни с Богом. Стремясь к этому миру и добиваясь его, мы тем самым будем стремиться и к развитию мира и единения в жизни общества. Без этого, как бы ни старались, разделения и даже раздоры будут продолжаться.

Авва Дорофей рисовал круг. В центре круга — Бог. По линии круга — мы, люди. Как сблизиться нам? Каждому надо со своего места идти к центру, к Богу. Чем ближе будем к центру — к Богу — тем ближе будем и друг к другу. Так мне представляется путь к духовному единству народов нашего Отечества. Идя этим путем, мы будем действенно участвовать в великом деле «соединения всех».

Андрей Золотов,
главный редактор журнала Russia Profile
специально для РИА Новости,
печатается в сокращении