Люди


26.07.2010

Ради вас...

Христиан часто удивляет труднообъяснимая неприязнь в обществе к служителям Церкви, – от настороженного отношения в старые времена до многочисленных злобных откликов на любое сообщение о Церкви на новостных интернет-сайтах. Случится что хорошее, совершит священнослужитель добрый поступок – тишина, никто не замечает. Согрешит служитель Церкви или ошибется или оговорится, или оговорят его – шквал возмущения.

И трудно бывает понять, почему некая немалая часть нашего любвеобильного и доброго народа с такой злобой отвергает тех, кто молится Богу, проповедуя любовь и милосердие…

И вот при анализе этого явления можно осознать немало причин возникающей злобы и недовольства…

I. Итак, первое и самое главное. Можно сказать, что Господь Иисус Христос и апостолы, предвидя наше непонимание, ответили нам на этот вопрос в Евангельском тексте прямо и явно: проповедуя не земле, Христос обличал грехи (и грехи лжи, блуда, неблагодарности, и в еще большей степени — грехи самодовольного лицемерия, самовосхваления, осуждения) и проповедовал то, что сверхприродно: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф 5, 48): отдай просящему рубашку, не противься злому… Для человека, явно недотягивающего до такого уровня, — это источник беспокойства растревоженной совести.

И Он Сам предупреждает нас: Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир (Ин.15:18).

И вот, в подтверждение этих слов, Он, безгрешный, — был подвергнут  мучительной и позорной казни на потеху толпе. А заповедь о разделении между Богом и отпавшим миром осталась на все времена, для всей Церкви — всех, желающих жить с Богом.

Церковь проповедует воздержание, людям хочется удовольствий.

Церковь проповедует любовь — людям хочется отомстить обидчику.

Церковь проповедует отказаться от чего-то ради ближнего — а людям хочется своего.

И обличаемый начинает считать проповедующего своим врагом, которого надо уничтожить или унизить — кто это тут меня, любимого, жить учит? Самый близкий нам пример — новомученики. Их, верных Христу и никому не желавших зла, в 1920-х — 30-х-40-х годах уничтожали как преступников, как «врагов народа».

II. Второе явление. Служители Церкви, призванные проповедовать, да и все христиане в миру вынуждены утверждать ценности, которые всегда ВЫШЕ их собственного уровня.

Кто из людей — пусть даже имеющий духовный опыт — может сказать, что вырос в меру Евангелия? Что уже угоден Богу и достиг всего, чему призван учить? Никто. И получается вторая неизбывная проблема — христиане  всегда говорят о том, что выше их самих, о том, до чего сами, по сути, не дотягивают. И если забываем напоминать, что мы сами — никто, что мы — такие же больные, что врач у нас — ОДИН на все времена — то попадаем в страшное и видимое людьми противоречие — противоречие произносимого нами слова и нашего дела. Как наверное помним, именно об этом писал св.ап.Павел (Рим.7:19).

III. Далее, есть еще один важный факт. Христианам запрещен «пиар» добрых дел, самим Богом запрещено самодовольство и показ добрых дел перед людьми. Ведь если начнем показывать — то какая нам за то награда небесная? (Мф 6:2).

По идее, добрые дела должны сами свидетельствовать за нас (1Пет.2:12). Но в современном разделенном обществе узнать о добрых делах оказывается достаточно проблематично. А вот грехи — всегда на виду, они порождают сенсацию, информационный повод….

Вот, скажем, полный батюшка, покушать только вечером ему удается. Иногда и выпить может. Это всем окружающим видно. А то, что он с заключенными переписывается, в колонию ездит, исповедует, некоторых убедил вернуться к нормальной жизни, вытянул из ямы смертных грехов — кто об этом знает? Все внешние на его живот круглый смотрят и насмехаются…

IV. Далее. Все, на что живут служители Церкви, это, как правило, пожертвования (1 Кор 9:14). И для многих людей — причем не тех, кто искренне жертвует, а кто просто наблюдает — это знак того, что за каждый потраченный рубль перед ними, перед всем миром должен быть дан ответ. Встают в позицию контролера и обвинителя — даже если сам не помог ни копейкой. Просто ты говоришь о нравственности — а я проверю, как ты тратишь деньги — не заработанные деньги! И не важно — купил священник машину или кило апельсинов. Заказал дорогую ризу или залатал крышу. Это ведь он на «мои» деньги. Именно этот аргумент использовала антихристианская Советская власть, объявившая священников «нетрудовым элементом», тунеядцами.

V. Наконец, реальные грехи церковных людей. Они есть. И предупреждает св.ап.Петр: «Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое» (1Пет.4:15). А то наступает прямое следствие — «ради вас… имя Божие хулится у язычников» (Рим.2:24) Это происходит, если сами не стараемся жить так, как проповедуем. Если, проповедуя воздержание — не чужды удовольствий. Проповедуя кротость — злимся на всех не таких, как мы сами. Проповедуя любовь — ничего не делаем для Бога и ближних. Если отгораживаемся от окружающих, считаем самих себя практически непогрешимыми и многое, многое другое.

VI. Да, конечно, настроения ненависти к православному клиру поддерживаются разного рода раскольниками и сектантами, особенно околоправославными. А т.к. перенимать такие методы и к ним относиться так же большинству совесть не позволяет, то порой получается игра, говоря по-футбольному, «в одни ворота». Если же кто-то перенимает и начинает над сектантами глумиться — тут же получает обвинение в унижении «свободно выбравших свой путь».

VII. И последнее. Есть и проблема полного незнания, невежества в церковных вопросах значительной доли нашего населения. И вот, люди, не стараясь узнать, — выносят суждения, питаясь какой-то смесью советского атеизма и современных оккультных построений. Иногда еще говорят — «а нас в школе этому не учили». То, что непонятно — кажется опасным. А учиться, разбираться, понимать — скучно и неинтересно.

В результате получается довольно тяжелая, скорбная картина. Но ведь Спаситель заповедовал не унывать — Ин.16:33. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир. Значит, преодолевая себя и трезво глядя на мир, попробуем в него хоть искорку Божиего света. И еще — и духовенству, и мирянам — стоит помнить, что Церковь — не только епископат, клир и причт, но все христиане. И тьму неведения и злобы в мире и в нас самих можно просветить только с Божией помощью и только вместе…

Виктор Судариков, www.pravmir.ru