Люди


27.04.2003

Последние дни земной жизни Симеона Печерского.

Записано по воспоминаниям очевидцев,
безвыходно служивших ему в эти дни

Иеросхимонах Симеон«Батюшка всех принимал и, при помощи Божией, никто не уходил от него неутешен, а приезжали к нему люди из разных мест.

Незадолго до смерти батюшка лежал на кровати, повернувшись лицом к стене. Там висели стенные часы, и на бой часов он сказал: «Благодарю вас, часики, что вы верно мне служили во всю мою жизнь, и я никогда не проспал ни к службе Божией, ни на послушание». Затем стал он благодарить Господа и Пречистую Матерь Его, говоря: «Вы во всем мне помогали, Вы всегда были со мной, я любил Вас и святую Вашу обитель. А теперь я перехожу в неведомый мир, как-то Вы меня примите?!» И зарыдал, как ребенок, и стал просить Господа, чтобы Он простил ему все грехи. Долго он неутешно плакал. Присутствовавшие, слыша все это, сами плакали. Тут же батюшка стал вспоминать, как он работал в саду и видел в каждом цветке и листочке Самого Господа и что ему радостно жилось с Господом».

Перед смертью батюшка сказал: «Я теперь все распределил, осталось только снять епитимьи с тех, на кого я их наложил». И на другой день все, о ком он говорил, пришли. Одного из них матушка Александра спросила, как он явился. Тот ответил: «Не знаю, как сюда попал и как отсюда уйду». Сняв со всех епитимьи, батюшка сказал: «Ну, теперь я спокойно отойду».

За несколько дней до смерти батюшка сидел в своем кресле против аналоя, держа руку у сердца, и шептал: «Матерь Божия, вот тут болит!» В это время вошла матушка Александра и, услышав эти слова, подумала, что батюшка, глядя на образ Божией Матери, молится и показывает Ей, где болит. Она сразу вышла, чтобы не мешать. В это время на кухне сидела его духовная дочь из Вырицы. Увидя матушку, она спросила: «Что за гости сейчас пошли к батюшке? Я видела, как к нему вошла высокая в необычайном одеянии Игумения и с Нею двое мужей». Этим словам матушка Александра была крайне удивлена и возвратилась обратно в келью, оставив дверь открытой, чтобы та все слышала. Она попросила батюшку подтвердить, что кроме нее никто не входил, на это он ответил: «Она права, что видела приходящих, и ты права, что не видела никого». И шепотом добавил: «Была Матерь Божия и апостолы Петр и Иоанн, и спрашивала, где у меня болит». — «Ох, батюшка! — воскликнула матушка Александра. — И ты с Нею говорил?» А батюшка тихо ответил: «Это уже не в первый раз Матерь Божия посетила меня, грешного».

На вопрос — на кого он покидает их — ответил: «На Матерь Божию», и наставлял любить друг друга, прощать всем обиды, потому что ненависть хотя бы к одному человеку ведет к смертному греху.

По откровению от Господа батюшка ждал смерти 15 января 1960 года, в день преподобного Серафима Саровского. Всех беспокоило: если умрет в праздники, на Святках, что делать? Пришел к нему наместник архимандрит Алипий — тоже беспокоился об этом — и сказал батюшке, чтобы он попросил Господа в эти дни не умирать. А батюшка и отвечает: «Хорошо, ты наместник, а я послушник, пусть будет по-твоему». Так и вышло. По послушанию наместнику батюшка умер 18 января 1960 года.

...Около десяти часов утра голова у батюшки совсем склонилась, и он с помощью Веры и матушки Александры лег на кровать лицом к аналою, положив левую руку под щеку. Батюшка глубоко вздохнул и затих...

Удивительно, что многие из духовных детей батюшки, находясь далеко от Печер, в тот же день и час почувствовали, что на земле уже нет его.

Отпевание было 21 января при многолюдном стечении молящихся со всех концов страны. И у всех вместе со скорбью на душе была «Светлая Пасха», чувствовали, что остались сиротами на земле, но обрели теплого молитвенника пред Богом.

По материалам Православие.ru
подготовил иеродиакон Иоанн