Проповедь


17.06.2007

Почему необходим духовный пост

В наш рациональный и научный век, с его обилием информации, шокирующими потрясениями катастроф и несчастий, так не хватает доброго чуда, несущего тихую радость, душевный покой. И мы забываем, что это чудо — всегда рядом с нами, даже внутри нас, оно подается Богом через наше покаяние и стремление к внутреннему изменению своей жизни, к согласованию ее с Божией волей о нас. Это чудо — преображение человека.

Разве не чудо, когда человек, привыкший жить по плоти, устремляется к духовному, никогда не знавший молитв находит сладость в церковном песнопении, постигает радость благотворения, утешение покаяния в грехах. Ко всему этому нас подвигает пост всем своим строем: длинными библейскими чтениями, покаянными молитвами и песнопениями, уставом о пище...

Некоторые из простецов-христиан думают, что пост должен состоять в воздержании от пищи и пития, и только. Не есть в пост рыбы или не вкушать масла и вина — этим, по их мнению, и исчерпывается вся заповедь о посте. Но так ли? Нет. Поститься, правда, и телесно должно, но с воздержанием телесным непременно должен быть соединен и пост духовный. Так учит и святая Церковь. «Постящеся, говорит она, братие, телесно, постимся и духовно».

ЧТО ЖЕ ЭТО ЗА ДУХОВНЫЙ ПОСТ, И ПОЧЕМУ НЕОБХОДИМ ОН?

Св. Отцы так определяют его. «Если постишься, покажи от дел твоих. Каких? Видев нищего, помилуй; с врагом помирись; человеку, находящемуся в счастье, не завидуй; на жену, сияющую красотою, не гляди. Постись нелицемерно; постись и очами, и сердцем, и ушами, и руками, и всеми твоими членами... Руки воздержи от присвоения того, что тебе не принадлежит, ноги от хождения на игрища; слух удержи от слышания оклеветания и лжи, и пусть постятся и уста твои, воздерживаясь от осуждения» (Прол., Апр. 9).

Таков, братие, пост духовный. Он нам необходим, потому что без него пост телесный теряет всякое значение. «Что пользы, говорит, истончевать тело воздержанием, когда дух гордостью распыхается? Какую похвалу получим за бледность от поста, когда мы бледнеем от зависти? Какая добродетель не пить вина, а гневом и ненавистно упиваться?» (Посл. 14, том. 2). — «Ничтоже бо есть, говорится в Прологе, — еже не ясти мяс или рыб, снедати же плоти братий оклеветанием» (Прол., Апр. 9). Итак, постящеся телесно, постимся и духовно, т.е. внешние действия поста сообразим с внутренними. Очищая тело воздержанием, очистим и ум от помыслов суетных, и сердце от желаний лукавых. Умерщвляя тело постом, умертвим и страсти: гнев, похоть злую, жадность к наживе и тому подобное зло. Украшая тело телесным постом, украсим и душу добродетелями: милосердием, кротостью, смирением, с врагами примирением, милостынею. Вот это и будет истинный пост, и Богу приятный, и для нас, следовательно, спасительный. Аминь.

тематический отрывок из Пролога
протоиерея В. Гурьева
См. также: