Проповедь


28.08.2009

О творении и соединении души и тела

Душа наша создана Богом при творении человека.

Преподобный Макарий Великий так говорит об этом: «При творении человека Бог произнес: «Сотворим по образу и подобию Нашему» (Быт. 1, 26) — и сказал это об умной человеческой сущности, разумея бессмертную душу».

Книга Бытия говорит нам: «И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни; и стал человек душою живою» (2, 7).

«Многие, — говорит преподобный Серафим Саровский, — неправильно понимают слова: «Вдунул Бог дыхание жизни...», ошибочно считают, что здесь говорится о душе человека, вложенной (вдунутой) в неодушевленное тело. Но это несправедливо. Бог не одну плоть Адаму создал из земли, но с ней вместе и душу, и дух человеческий». Вдуновением же Духа Бог сообщил душе человека одуховленность, отличающую ее от душ животных и растений.

Епископ Феофан Затворник также считает, что душа человека, как и души животных и растений, создана из праха земного, и будучи сходной с душами животных, все же в значительной степени превосходит их в силу сочетания ее с Духом, вдунутым в лицо человека Богом при завершении творения.

И этот Дух, как сила, исшедшая от Бога и соединившаяся с нашей душой во единое целое, сообщил ей возможность познавать Бога, стремиться к Богу, своим внутренним сокровенным чутьем сознавать свое происхождение от Бога — (душа есть частичка Божества в нас) — чувствовать свою полную зависимость от Бога и обязанность исполнять Его волю и жить только для Него, Им и с Ним.

Симеон Новый Богослов иначе объясняет значение слов «... и вдунул в лице его дыхание жизни». Под «духом жизни» подразумевая душу. Но, он считает, что душа Адама была тесно связана, осенена Св. Духом. Святой Дух был Душой души Адама. И благодаря такому соединению души с Богом - Адам был по благодати тройственным: состоял из тела, души и благодати Божественного Духа.

Св. Василий Великий в своей «Беседе о сотворении человека» говорит: тело человека вылеплено Богом из праха земли, хотя и вылеплено оно искусными руками самого Бога, а не вызвано к бытию только словом «да будет» ..., а душа — сотворена (сотворим человека). И душе дана возможность возрастания, т. е. восхождение через знание к совершенству.

Преподобный Иоанн Дамаскин говорит:

«Нужно понимать, что тело и душа человека созданы одновременно, вместе, — и в сие самое мгновение вдунут (как вдунут - это необъяснимо) Богоподобный дух, так что человек сразу явился во всем своем величии и совершен по душе и телу.

На V Вселенском Соборе святые отцы утвердили, что душа творилась вместе с телом, а не отдельно друг от друга, основываясь на Священном Писании.

То, что душа и тело при жизни человека теснейшим образом связаны взаимно, святитель Григорий Богослов объясняет проявлением премудрости Божией, промыслительно установившей этот союз.

Наследный дар архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

Если бы, по его мнению, душа не была связана с телом и не должна бы обуздывать страсти и укрощать греховные порывы тела, а только была бы носительницей в себе частицы Божества, она могла бы возгордиться и превознестись своим достоинством. Но будучи непосредственно связанной с телом, перенося все житейские тяготы, болезни и искушения вместе с ним и в то же время являясь носительницей образа Божия, она понуждает и тело стремиться ко всему чистому и божественному.

Душа соединена с телом для того, чтобы, если мы вздумаем гордиться образом Божиим в нас, земное естество наше смирило бы нас,— говорит святитель Григорий Богослов,— чтобы в борьбе и брани с телом мы постоянно обращали взоры к Богу ...чтобы мы знали, что мы в одно и то же время велики и ничтожны, перстны и небесны, смертны и бессмертны».

Душа — сущность, отличная от тела, хотя находится в теле и теснейшим образом связана с ним. И обладая очень тонким материальным веществом (составной частью ее), пропитывает и наполняет все мельчайшие частицы тела человека, и это дает ей возможность «командовать» телом, руководить действиями тела.

Дух подсказывает душе, а душа уже «приказывает» тем или иным органам тела действовать в определенном направлении.

Душа первого человека имела образ и подобие Божие — такой она была создана Богом.

Но после грехопадения первых людей она лишилась благодати Святаго Духа. А без нее душа уклоняется от правильного образа мыслей и действия. И потому последующее потомство Адама стало рождаться перстным, духовно глухим и слепым, тленным и смертным.

Необходимо было пришествие на землю Сына Божия, Его крестные искупительные страдания, чтобы душа человека опять получила благодать Святаго Духа.

Человек призван уподобляться Богу, а, уподобляясь Богу, приходить в Богоподобное состояние. Но этого человек может достигнуть только силою благодати Божией. А ее было нужно вернуть душе человеческой.

Хотя и по-разному изъясняют святые отцы слова «вдунул в лице его дыхание жизни», но все они признают, что душа человека одуховлена Богом благодатию Святаго Духа.

Таким образом, человек представляет из себя дивный союз тела, души и духа; единую нравственно-разумную, чувственно-духовную личность, при самом сотворении назначенную Господом к блаженству и бессмертию.